Обеспечение энергетической безопасности в Китае

:  Энергоснабжение своей развивающейся экономики является одной из серьезных проблем, стоящих перед Китаем на рубеже десятилетий. Являясь вторым государством в мире по количеству потребляемой энергии и первым по численности населения, КНР не в состоянии полностью обеспечивать себя энергоресурсами в автономном режиме. Объемы потребления энергии в стране значительно превышают объемы и темпы ее производства, в структуре которого преобладает каменный уголь. Этот фактор в свою очередь снижает эффективность энергетической отрасли, поскольку производительность тепловых электростанций, работающих на угле, значительно уступает АЭС, ГЭС, а также ТЭС, топливом для которых является природный газ. Кроме того, они наносят большой ущерб окружающей среде и ухудшают экологическую обстановку в стране.

Другой проблемой является то, что наиболее развитыми с экономической точки зрения и, как следствие, потребляющими больше всего энергии районами являются восточные регионы Китая. В то же время, основные энергодобывающие мощности расположены на западе. Это вызывает необходимость создания мощной инфраструктуры, которая обеспечит стабильное энергоснабжение каждой провинции и каждого населенного пункта, без чего будет чрезвычайно трудно сохранить темпы экономического развития, демонстрируемые КНР в последние годы.
Дефицит энергоресурсов в Китае актуализирует проблему энергосбережения, как в быту, так и нам производстве, которое является очень энергоемким. Этим обусловлено особое внимание руководства страны к повышению энергоэффективности экономики. Было издано несколько нормативно-правовых актов, регламентирующих потребление энергии, а положения об энергосбережении и развитии альтернативных источников энергии были включены в 11-й Пятилетний план социально-экономического развития. Китайское руководство считает данное направление весьма перспективным, и полагает, что энергосберегающие технологии, преимущественно в промышленности, помогут частично компенсировать недостаток энергоресурсов в стране.

На протяжении 12-го пятилетнего плана проблема энергетической эффективности экономики также будет активно решаться. Руководством страны поставлена задача к 2020 году полностью изменить структуру энергопотребления, в которой, как предполагается, заняв место углеводородного сырья, основой станут возобновляемые источники энергии. Данная задача является весьма сложной, однако в области энергосбережения КНР уже достигла определенных результатов, которые дают основание предположить, что и новая программа энергоэффективности будет выполнена.

При этом ее успешная реализация подразумевает извлечение огромной экономической выгоды для Китая, а также значительное укрепление его политического влияния на международной арене. Последнее будет обусловлено достижением высокого уровня энергетической безопасности, при котором значительно снизятся объемы импорта энергоресурсов. Данное обстоятельство является чрезвычайно важным для Поднебесной, стремящейся к устранению этого рычага политического влияния со стороны третьих стран. В частности это относится к США, которые посредством своего военно-морского флота контролируют Малаккский пролив, являющийся одним из важнейших путей транспортировки углеводородов для КНР.

Наряду с пятилетними планами социально-экономического развития государства, развитием правовой базы для энергетического сектора в КНР на разных уровнях также реализуются многочисленные программы энергоэффективности. В рамках этих программ осуществляется разработка новых регламентов потребления энергии, планов внедрения инновационных технологий на производстве, а также стандартов для внедрения и широкого использования альтернативных источников энергии. Характерная особенность данных проектов – децентрализация источников финансирования, которое осуществляется как из государственной казны, так и из местных бюджетов. Кроме того, высоки объемы прямого инвестирования в перспективные разработки. В частности свои финансовые активы в реализацию энергосберегающих программ вкладывают крупнейшие нефтяные корпорации КНР: CNPC, CNOOC и Sinopec.

Ярким примером является программа «1000 энергоемких предприятий», которая с успехом выполнялась в период с 2006 по 2010 год. В рамках этого проекта 1000 крупнейших потребителей энергии в стране, внедряя на производстве новые технологии и передовые принципы управления, значительно снизили энергетическую интенсивность экономики в целом. Достигнута существенная экономия, измеряемая десятками тонн условного топлива, а уменьшение выбросов в атмосферу парниковых газов благоприятно отразилось на экологической обстановке.
Особо следует отметить стремление КНР в развитии альтернативной энергетики, долю которой через 10 лет предполагается довести до 15% от всей используемой энергии. При этом правительство Китая делает акцент на трех видах неисчерпаемых ресурсов: атомной энергетике, гидроэнергетике и гелиоэнергетике. Таким образом, 12-й пятилетний план во многом ориентирован на укрепление стратегической роли данных секторов и вместе с тем на уменьшение использования традиционных источников энергии.

Тем не менее, в энергетическом балансе Китая все еще стремительно растет доля нефти, большая часть которой импортируется из-за рубежа, поскольку собственное производство топлива лишь частично удовлетворяет потребности экономики в нем. При этом нефтяной рынок отличается нестабильностью и чувствительностью к мировым политическим и экономическим событиям. Этот фактор побудил правительство КНР к созданию национальной системы энергетических резервов, которая призвана обеспечить страну энергоресурсами в случае внезапных перебоев внешних поставок. Кроме того, с помощью стратегических резервов планируется в случае необходимости стабилизировать внутренний рынок, а также нивелировать влияние колебаний мировой конъюнктуры.

Еще одна проблема, вытекающая из обозначенной выше, – это диверсификация импорта энергоносителей. В условиях зависимости Китая от зарубежных поставок углеводородов обеспечение бесперебойного снабжения ими своей экономики становится важнейшей задачей стратегии энергетической безопасности КНР. Это особенно актуально в отношении Ближнего Востока – основного источника нефти для Китая, а также нестабильного региона, находящегося под влиянием Соединенных Штатов. В случае очередного обострения ситуации, которое не исключено, китайский импорт ближневосточной нефти может оказаться под угрозой. Поэтому правительство КНР вынуждено искать новых партнеров, способных обеспечить поставки энергоресурсов в необходимых объемах и гарантировать их стабильность. Помимо стран Африки и Латинской Америки таким партнером может стать и Россия, составив конкуренцию остальным экспортерам нефти и заняв значительную часть в структуре импорта углеводородов КНР. Это объективно отвечает национальным интересам Российской Федерации как одного из крупнейших производителей первичных энергоносителей.

Однако в последние годы Китай стремиться проводить сбалансированную политику обеспечения своей энергетической безопасности путем недопущения диспропорций в структуре импорта энергоносителей. Для этого КНР реализует множество энергетических проектов как на собственной территории, так в различных регионах за рубежом. Особо следует отметить активность китайских компаний на центрально-азиатском направлении, которое в определенной степени может стать альтернативой российско-китайскому энергетическому сотрудничеству. Прежде всего, речь идет о поставках природного газа из Туркменистана, строительстве газопровода через территорию Узбекистана, а также совместных проектах КНР и Казахстана. В связи с этим, России для реализации своей энергетической стратегии необходимо наращивать свой потенциал энергетического сотрудничества и на восточном направлении, создавать инфраструктуру в сибирских регионах, а также на Дальнем Востоке.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что на современном этапе экономического развития перед Китаем стоят многочисленные проблемы, связанные с нехваткой энергоресурсов и с энергоснабжением в целом. Некоторые из них несут серьезную угрозу энергетической безопасности страны, которая заключается в непрерывном обеспечении экономики энергией. Для решения всех этих проблем руководством КНР предпринимаются меры, предусмотренные 11-м пятилетним планом, а также развивающей его положения 12-й «пятилеткой» и другими нормативными актами. В числе таких мер повышение энергоэффективности производства путем внедрения энергосберегающих технологий и активное использование огромного потенциала альтернативной энергетики. Как представляется, успешная реализация запланированных правительством КНР действий будет способствовать укреплению энергетической безопасности Китая и в перспективе может устранить проблемы энергоснабжения, стоящие перед страной сегодня.

comments powered by HyperComments

Также читайте