Изменения дня и островов морей

:  О том, что иногда изменения дна и островов могут происходить довольно быстро, говорит такой пример. Несколько лет назад был нанесен на карту остров Песчаный в южной части моря Лаптевых, а затем снят заново. Оказалось, что разные наблюдатели форму этого острова показали по-разному: у одних он был круглый, у других – овальный. Было выяснено, что движением воды и льдов пески в районе острова переносятся с места на место, вследствие чего очертания острова меняются. Ни в одном другом море земного шара острова и берега не меняются так быстро, как в море Лаптевых. В этом – одно из наследий ледниковой эпохи, оставившей необычные участки суши, переслоенной льдом.

Удивительно, однако, что здесь нет таких островов ледяных шапок, какие остались в Карском море. Повидимому, климат в море Лаптевых и тогда был несколько иной, а именно суше, вследствие чего здесь и не могли возникнуть мощные ледники.

Другим, не менее интересным наследием доледниковой и ледниковой эпох являются остатки древних животных, хорошо сохранившиеся в слоях льда и в вечной мерзлоте.

Отсюда разошлись по всему миру десятки тысяч бивней мамонтов. Остатки ископаемых животных можно найти не только на берегу моря. Они есть и на дне моря.

Поразительное явление было открыто участниками первой станции, основанной на островах.

Обилие и плотность залегания костей в этом районе заставляют предположить, что изменение условий существования, приведшее к вымиранию или массовой гибели животных происходило здесь катастрофически быстро. Вероятнее всего, это мог быть прорыв моря через низменную ложбину, ставшую ложем пролива Д. Лаптева. Животные были отрезаны от материковых пастбищ и погибли от голода. Однако было бы неправильно предполагать, что эта катастрофа послужила единственной причиной вымирания животных. Уже до этого, как видно по ископаемым остаткам, происходило мельчание и вымирание не приспособившихся к новым условиям животных.

Климат постепенно менялся в неблагоприятную сторону. При этом беднела и отступала на юг растительность; в жестокой борьбе за существование мельчали и вымирали могучие представители животного мира, которым не хватало пищи.

Как и в соседнем с ним Карском море, здесь большую полезную работу выполняют реки.
Много сотен кубических километров теплой воды ежегодно сбрасывают в море крупные реки.

Большая часть воды приходит в море весной вместе с бурным весенним паводком. Речные воды собираются в южной части моря, распресняют и нагревают морскую воду, растапливают прибрежные льды и уходят дальше к северо-востоку. В море существует система мощных стоковых течений, очень благоприятных для плавания судов, так как они очищают от льдов прибрежную трассу. Только в западной части моря вдоль побережья Северной Земли и Таймырского полуострова речных вод кет, Здесь течения идут к югу. Здесь и плавать судам труднее, так как толстые, слабо обтаявшие льдины почти всегда держатся на трассе и примыкают к берегу. Бывали случаи, что суда, зажатые льдом, в течение многих дней дрейфовали к югу. В 1940 году гидрографический бот «Профессор Визе» был подхвачен таким дрейфом недалеко от пролива Б. Вилькицкого и через три недели оказался в районе острова Бегичева. Замечательным оказался в том году дрейф нескольких айсбергов, отколовшихся от ледников Северной Земли. После долгого пути их тоже принесло к району острова Бегичева.

Конечно, случаи таких дрейфов особо тщательно изучаются научными работниками.

В результате сопоставления всех материалов удалось выяснить, что такой дрейф к югу характерен только для западной части моря и далеко не всегда. Для большей части моря характерен дрейф льдов на север в океан. Полярный исследователь профессор Визе назвал это море «очагом зарождения льдов», имея в виду, что оно дает большое количество льдов в океан. Особенно много их выносится зимой.

Отсюда были начаты самые интересные в истории науки дрейфы «Фрама» в 1893 году и ледокольного парохода «Г. Седов» в 1937 году. Как известно, эти суда были пронесены со льдом через высокоширотную область океана и вынесены в Гренландское море, причем экипажи произвели выдающиеся научные наблюдения, получившие известность во всем мире.

В море Лаптевых происходили и другие интересные дрейфы судов, например, дрейф ледокола «Ленин» в 1937-1938 годах. Буи, сброшенные на лед или в воду в море Лаптевых, были впоследствии найдены в других районах Арктики и даже за пределами ее – у Исландии, Гренландии и в других местах. Всё это позволило выявить пути дрейфа льдов в океане. Море Лаптевых – родина важнейших научных и практических выводов о дрейфе.

Еще не так давно море Лаптевых было одним из самых мало посещаемых судами арктических морей. С запада суда доходили до Карского моря, с востока – до Восточносибирского моря, а центральное море никого не интересовало, хотя через него лежал путь к огромному краю – Якутии.

Только при советской власти, когда был проложен Северный морской путь, началось снабжение Якутской АССР с моря. Теперь ежегодно караваны судов входят в море и с запада, и с востока. По многочисленным речным артериям грузы доставляются в глубь материка. Большая часть груза идет далеко вверх по течению могучей сибирской реки Лены. Широкая долина этой красивой полноводной реки теперь часто оглашается гудками мощных теплоходов, тянущих на буксире большие «возы» барж.

На берегу моря в восточной части огромной дельты реки Лены вырос поселок и порт Тикси, через который идет огромный поток грузов. Недаром его и прозвали «Жемчужиной Якутии».

comments powered by HyperComments

Также читайте