Тактический истребитель

:  Бельгия приобрела 106 самолетов Mirage 5, включая 63 тактических истребителя Mirage 5ВА, 27 разведчиков Mirage 5BR и 16 учебных Mirage 5BD. Первый самолет каждого варианта строился «Dassault», а оставшиеся выпускались по лицензии фирмой SABCA в Госли. Самолеты поступили на вооружение 1-й эскадрильи 3-го авиакрыла в Бьее и 2-й, 8-й и 42-й эскадрилий 2-го авиакрыла во Флорене, причем 42-й эскадрилье достались разведывательные машины. Хотя началась программа модернизации 20 бельгийских самолетов, позволявшая им оставаться в строю до 2005 года, все машины были сняты с вооружения в рамках сокращения оборонных расходов, последовавшего после окончания холодной войны. Программу модернизации MirSIP успели провести на 10 самолетах (за свертывание программы пришлось заплатить большую неустойку), но они не вернулись в строй, а были отправлены на хранение и затем проданы Чили.

После наложения эмбарго на поставку Израилю 50 самолетов Mirage 5J эти машины были переданы ВВС Франции, но уже под обозначением Mirage 5F. Восемь из них впоследствии передали Чили под обозначением Mirage 50FC , заменив на восемь Mirage 5F новой постройки. Во французских ВВС Mirage 5F несли службу в истребительных эскадрильях 3/13 (с марта 1972 до 1993 года) и 2/13 (с февраля 1977 до 1994 года).

В дополнение к своим Mirage III Пакистан заказал партию из 70 Mirage 5, включавшую два учебных Mirage 5DPA2,28 Mirage 5РА без РЛС, 28 Mirage 5РА2 с РЛС Cyrano WM и 12 Mirage 5РАЗ с РЛС Agave и ПКР Exocet. Поставки начались в 1982 году, и самолеты поступили на вооружение 8-й, 9-й, 18-й, 20-й и 33-й эскадрилий, а также 22-й части боевой переподготовки. В настоящее время машины продолжают нести службу в 22-й части и 8-й эскадрилье.

Южноафриканские самолеты носили обозначение Mirage IIIR2Z, последние четыре разведчика Mirage были оснащены ТРД SNECMA Atar 09К-50 и, по существу, представляли собой Mirage 50. Эти машины служили во 2-й эскадрилье в Хоэдспруите.

Африка и Ближний Восток

Ливия заказала 110 самолетов Mirage 5, включая 53 базовых 5D, 15 двухместных 5DD, 32 5DE с РЛС и 10 разведчиков 5DR. Поставки самолетов начались в 1971 году. Саудовская Аравия профинансировала закупку 32 самолетов Mirage 5SDE и шести учебных Mirage 5SDE для Египта (одноместные машины практически являлись аналогом Mirage HIE с РЛС Cyrano), поставки которых начались с 1973 года. Первые самолеты несли окраску саудовских ВВС, но поставлялись прямо в Египет. Позднее Египет закупил еще 22 SDE, шесть SDR в разведывательном варианте и 15 Mirage 5Е2, у которых отсутствовала РЛС, но было установлено бортовое оборудование, как у Alpha Jet MS2.

Габон заказал четыре двухместных Mirage 5DG, пять одноместных Mirage 5G и два Mirage 5RG в двух партиях в 1975 и 1982 годах, хотя разведывательные самолеты так и не были поставлены.

Бывшая французская колония Заир получила восемь одноместных Mirage 5М и три двухместных учебных 5DM с 1975 года, еще шесть одноместных машин не были поставлены из-за финансовых проблем. Все 11 полученных самолетов поступили на вооружение 211-й эскадрильи в Камина, но теперь их полеты прекращены.

Абу-Даби получила 12 истребителей-бомбардировщиков Mirage 5AD, 14 Mirage 5EAD с РЛС (по сути, это Mirage HIE), три учебных Mirage IIIDAD и три разведчика Mirage IIIRAD. Поставляемые с 1974 года, самолеты поступили на вооружение двух эскадрилий, и первоначально на них летали отставные пакистанские пилоты. С 1990 года оставшиеся 26 самолетов поочередно прошли ремонт в Пакистане, но сейчас они не летают.

После эмбарго на поставку 50 Mirage 5J израильская фирма IAI поставляла самолеты Nesher собственной постройки, являвшиеся практически копиями французских машин.

Южная Америка

Для восполнения потерь после фолклендской войны в дополнение к своим Mirage IIIEA и Dagger Аргентина получила 10 Mirage 5Р от Перу. Первоначально они были даны в аренду, поступив на вооружение подразделения 6-й группы в Рио Галлегос, а затем подарены Аргентине, перейдя в состав 10-й группы. Самолеты, получившие номера сбитых самолетов Dagger, были модернизированы до стандарта Мага (близкого к стандарту Dagger/Finger) и продолжают нести службу.

Восемь бывших французских Mirage 5F прошли ремонт и модернизацию до стандарта Mirage 50FC (с ТРД Atar 09К-50) и в 1980 году были поставлены Чили. В 1982-1983 годах в дополнение к ним были поставлены шесть новых Mirage 50СН с РЛС и два учебных Mirage 50DCH, а в 1987 году изношенные учебные самолеты заменили. Самолеты служили в 4-й группе в Сантьяго до 1986 года, когда их перебросили в Пунта Аренас. Все машины были модернизированы чилийской фирмой ENAER (при содействии IAI) до стандарта Pantera, получив носовую часть и переднее горизонтальное оперение (ПГО) по типу Kfir, а также несъемную заправочную штангу, новые инерциальную навигационную систему, ИЛС, систему предупреждения об облучении и блоки ловушек. Программа Pantera стартовала в 1986 году с испытаний Mirage 50 с ПГО, а полностью модернизированный самолет взлетел два года спустя. Поставки в войска начались в 1992 году.

С 1995 года чилийские Pantera были дополнены 15 бельгийскими Mirage 5ВА и 5BD, модернизированными до стандарта MirSIP, и еще пятью самолетами, которые в дальнейшем были доработаны под требования чилийских военных, получив бортовое оборудование и системы как у Mirage 5МА и 5MD Elkan. Чили также получила четыре немодифицированных разведчика Mirage 5BR и одну учебную машину. На новые самолеты перевооружили 8-ю группу, отправив в отставку устаревшие Hawker Hunter. Ныне все чилийские Mirage сняты с вооружения.

По 10 контрактам Перу получила 40 Mirage 5, включая 22 Mirage 5Р, 10 Mirage 5РЗ, два Mirage SP4 и шесть учебных Mirage 5DP и 5DP3. Десять Mirage 5Р были переданы Аргентине в 1982 году, а оставшиеся машины доработаны до стандартов Mirage 5Р4 и 5DP4. В настоящее время в 611-й истребительной эскадрилье продолжают нести службу около 15 одноместных и три двухместных машины.

В 1972-1973 годах вместе с обычными самолетами Mirage III Венесуэла получила шесть Mirage 5V, а в 1990-1991 годах добавила к ним девять модернизированных Mirage 50EV с ПГО и один двухместный Mirage 50DV. Шесть из венесуэльских машин Mirage 50 были переданы Эквадору в 2010 году. В 2011 году Mirage 5 продолжали служить в ВВС Пакистана, Колумбии и Аргентины.

comments powered by HyperComments

Также читайте