Самолет Дальнего радиолокационного обнаружения и управления

:  Создав самолет ДРЛОиУ (Дальнего радиолокационного обнаружения и управления; AWACS – Airborne Warning and Control Systems) E-3 Sentry, компания «Boeing» установила эталон для машин этого класса. Разработанный на базе лайнера Model 707, самолет Е-3 поступил на вооружение в 1979 году. Но при производстве Е-3 были использованы последние оставшиеся планеры 707-го новой постройки, а потребность в больших самолетах ДРЛО не была полностью удовлетворена. Понимая это, «Boeing» заявила о намерении разработать новую платформу на базе проверенного авиалайнера 767-200ER. В декабре 1991 года это заявление с одобрением было встречено японцами, а в ноябре 1993 года японские ВВС (JASDF) заказали два самолета Е-767. Еще две машины были заказаны в 1994 году, а первую пару поставили в марте 1998 года. О полной боевой готовности всех четырех машин было объявлено в мае 2000 года.

Е-767 оснащен более совершенным бортовым оборудованием, чем стандартный Е-3. На нем установлена РЛС AN/APY-2, антенна которой размещается в обтекателе, аналогичном используемому на Е-3. Число членов экипажа может варьироваться, но обычно составляет около 19 человек. ТРДД CF6 делают Е-767 более экономичным по расходу топлива по сравнению с Е-3 – базовый 767-200ER отлично зарекомендовал себя с этой стороны в гражданской эксплуатации. Экипаж Е-767, состоящий всего из двух человек, позволяет дополнительно снизить расходы по сравнению с Е-3.

Площадь кабины Е-767 в два, а объем – в три раза больше, чем у Е-3. По сравнению с 767-200ER значительным доработкам подверглась хвостовая часть фюзеляжа, где находятся узлы крепления пилона обтекателя антенны РЛС.

Модернизация Е-767

В ноябре 2006 года «Boeing» получила заказ стоимостью 108 млн долларов на модернизацию парка Е-767, включая доработку РЛС (программа RSIP – Radar System Improvement Program), поставку запасных частей и средств обслуживания. Контракт на изготовление комплектов доработки RSIP был выигран фирмой «Northrop Grumman» в 2007 году, и «Boeing» установила их в рамках отдельного соглашения. Программа RSIP позволила повысить чувствительность РЛС при обнаружении целей с малой ЭПР, увеличила вычислительную мощность бортовых ЭВМ и облегчила дальнейшую модернизацию программного обеспечения.

Развитие Е-767 выглядит нецелесообразным, так как современное бортовое оборудование занимает меньшие объемы и требует меньшего числа операторов. Надежды «Boeing» ныне связаны с самолетами ДРЛО 737 AEWC, на которые получены заказы от Австралии, Турции и Южной Кореи. Поскольку выпуск коммерческих вариантов 767-го завершается, производство планеров самолета продолжается лишь благодаря заказам на заправщики КС-767.

Предлагался вариант самолета МС2А (Multi-sensor Command and Control Aircraft) с обозначением E-10A, которым предполагалось заменить флот Е-3, Е-8 и RC-135 ВВС США. Но из-за бюджетных проблем эта программа была свернута в 2008 году.

КС-767

С оглядкой на потребность ВВС США в замене парка устаревших заправщиков КС-135, «Boeing» приступила к разработке транспортного/заправочного варианта КС-767, получив в 2001 году заказ на четыре машины от итальянских ВВС. Созданный на базе планера 767-200С с кабиной от 767-400ER, итальянский КС-767А может перевозить или 200 пассажиров, или 19 военных палет 463L, или 100 пассажиров и 10 палет, а также заправлять другие самолеты.

Топливо может передаваться через заправочную штангу под хвостовой частью самолета, через барабан со шлангом (блок HDU, устанавливается в задней нижней части фюзеляжа) или через два заправочных контейнера под крылом. Самолет способен и сам принимать топливо в полете, благодаря наличию универсального заправочного узла (Universal Aerial Refuelling Receptacle).

Первая итальянская машина была готова в феврале 2005 года, но проблемы, выявленные в ходе летных испытаний (в особенности бафтинг подкрыльевых контейнеров), привели к задержкам в программе. Первые две машины, наконец, поступили на вооружение итальянских ВВС 17 мая 2011 года. Поставка третьего и четвертого самолета ожидалась в конце 2011 года.

В 2001 году Япония также выбрала КС-767 в качестве заправщиков. Японский КС-767, в основном близкий по конструкции к итальянскому самолету, не имеет возможности перевозить пассажиров и грузы. При его создании столкнулись с теми же проблемами, что и у KC-767A. «Boeing» поставила первую пару КС-767 для Японии во втором квартале 2008 года, вторая пара прибыла несколько позднее.

КС-x

В 2001 году ВВС США, столкнувшись со срочной необходимостью замены части парка своих КС-135, заключили соглашение о лизинге 100 заправщиков КС-767. Но из-за протеста со стороны фирмы «Airbus», а также скандала между Министерством обороны и фирмой «Boeing», сделка была расторгнута. Прошло еще шесть лет, и в январе 2007 года ВВС США смогли выпустить технические требования на перспективный самолет-за-правщик КС-Х. А уже 12 февраля «Boeing» заявила о намерении представить свой KC-767 Advanced Tanker. Самолет стал конкурентом KC-30, созданного на базе Airbus А330-200 и предлагавшегося на конкурс компанией «Northrop Grumman». Контракт предусматривал закупку 179 машин.

KC-767 Advanced Tanker создан на базе самолета 767-200 Long Range Freighter, нового варианта 767-го. Решение ВВС США о закупке конкретного типа ожидалось в конце февраля 2008 года, и на этот раз победила европейская машина. Но «Boeing» пошла по пути «Airbus» и опротестовала это решение. Наконец 24 февраля 2011 года было объявлено, что «Boeing» получила контракт на поставку первой партии из 18 заправщиков к 2017 году. Новая машина получила обозначение КС-46А. Как и его итальянский и японский собратья, КС-46А отличается наличием подкрыльевых заправочных контейнеров и подфюзеляжной штанги, что позволяет заправлять любой тип самолетов НАТО. Самолет также оснащен винглетами (концевыми шайбами) «Aviation Partners», как и многие другие авиалайнеры фирмы.

comments powered by HyperComments

Также читайте