Установление зрительного контакта может оказаться анти—продуктивной стратегией

:  Международное исследование приходит к выводу, что прямой зрительный контакт, на противовес общепринятому мнению, никак не связан с вероятностью переубеждения собеседника или зрителя, а наоборот способствует расхождению во взглядах . Новое исследование приходит к выводу, что широко распространенное мнение об эффективности зрительного контакта, как метода убеждения других людей, не всегда оправдывает себя. Более того, такой контакт может привести к расхождению во взглядах. Новые данные, опубликованные в недавнем выпуске издания «Психологическая Наука», предполагают, что установление зрительного контакта способно, на самом деле, усилить сопротивляемость к убеждению. Соавтор исследования Франчес Чен, профессор Университета Британской Колумбии (Канада), говорит: «Существует большое количество мифов о силе зрительного контакта как инструмента влияния. Наши результаты, тем не менее, демонстрируют, что прямой зрительный контакт снижает вероятность смены мнения скептическими слушателями, а не повышает ее, как считают многие».

Джулия Минсон, профессор Общественного Политического Центра Школы Кеннеди в Гарварде (Массачусетс), а также соавтор исследовательской работы, говорит следующее: «Кем бы вы ни были, политиком или родителем, полезно будет помнить о том, что поддержка зрительного контакта может возыметь обратный эффект, если вы пытаетесь переубедить кого-то с диаметрально противоположным мнением».

Зрительный контакт «анти-продуктивный»

Для своего исследования ученые использовали новейшую технологию отслеживания движений глаза с целью изучения зрительного контакта в наборе ситуаций, связанных с переубеждением.

Слежение за движением глаз зрителей происходило в тот момент, когда они просматривали видеозаписи с выступлениями различных ораторов, пытающихся убедить людей в своей точке зрения на спорные социальные и политические проблемы. Обнаружилось, что чем больше времени зрители следили за глазами выступающих, тем меньше была вероятность того, что они изменят свое мнение.

Зрительный контакт был связан лишь с большей восприимчивостью, когда зритель уже согласился с взглядами оратора, сообщают исследователи. Результаты были подтверждены вторым экспериментом, в котором участники должны были смотреть либо в глаза, либо в рот говорящему, когда тот представлял аргументы, расходящиеся с собственными взглядами зрителей.

Данные говорят о том, что преднамеренная поддержка зрительного контакта с оратором с меньшей вероятностью приводила к смене мнения, чем в случае взгляда, направленного в рот говорящему. «Результаты предполагают, что усилия, брошенные на поддержку зрительного контакта, могут оказаться анти-продуктивными в целом ряде контекстов убеждения», пишут авторы.

Данные исследования, по словам профессора Минсон, говорят о том, что зрительный контакт может иметь разное значение в разных ситуациях: ожидание того, что люди будут смотреть на вас, когда вы говорите, может привести к разным последствиям. Зрительный контакт способен усиливать доверие и дружеское чувство в некоторых случаях, в других же обстоятельствах, когда наблюдается расхождение во мнениях, возможен эффект доминирования или запугивания.

comments powered by HyperComments

Также читайте