Битва слоганов американских президентов: как это было и как стало

Известные американские президенты

Известные американские президенты

:  Обязательной частью избирательной кампании каждого кандидата в президенты США является слоган. Иногда он может даже решить судьбу всей гонки. За примером далеко ходить не надо. Слоганы «We can» (в переводе – «Мы можем) и «Change» («Перемены») стали визитной карточкой Обамы на выборах в 2008 году. Эти фразы были напечатаны на майках, кружках, плакатах … Мобилизационный эффект этих слоганов очевиден. Вообще, сама традиция придумывать лозунги под кандидатов в президенты была заложена в 1840 году. Пионером стал кандидат от партии Уильям Генри Гаррисон, которому на старте выборов стукнуло 67 лет. Гаррисон шел на выборы под девизом «Tippecanoe and Tyler» («Типикону и Тайлер»).

Сама данная фраза была взята из песни, посвященной знаменитой в свое время битве американцев с индейцами под Типиконом. Войска США вел в бой губернатор Индианы, тот самый Уильям Гаррисон, его позже прозвали Типикону, или Старый Типикону.

Тайлер шел вице-президентом. Победа над индейцами имела важное символическое значение для молодых Соединенных Штатов Америки в борьбе с Великобританией, которая не оставляла надежд вернуть колонии в свой состав, и в том числе руками краснокожих. В результате кандидат партии Гаррисон действительно победил, однако победа оказалась роковой.

В день своей присяги 4 марта была очень холодная погода, но президент решил показать, что он такой же непреклонный герой, как и тридцать лет тому назад при Типиконе, он произнес двухчасовой инаугурационный спич, самый длинный в американской истории, при этом стоя без шляпы и без пальто на большом ветру. В результате простудился, простуда перешла в сильное воспаление легких. Врачи прикладывали к его телу даже живых змей, но это не помогло. Гаррисон пробыл главой Штатов меньше всех других президентов Америки: 32 дня, 12 часов и 30 минут.

Впоследствии появилась легенда, что в целом смерть Гаррисона стала результатом проклятия, которое наложил перед смертью вождь индейцев Текумсе. Многие относят к «проклятию Текумсе» даже тот непосредственный факт, что, начиная с Уильяма Гаррисона, все президенты кроме Рейгана, выбранные или переизбраны в год, который заканчивается на ноль, либо умирали, либо были убиты на своем посту.

Несмотря на такой минорный дебют, идея избирательных слоганов понравилось янки. За последние 170 лет было придумано много чего. Хотя иногда лозунги повторяются. Так, в 1864 году Авраам Линкольн во время переизбрания на второй срок использовал лозунг «Коней на переправе не меняют». Именно этот лозунг применил Франклин Рузвельт в 1936 году и затем Джордж Буш-старший в 1992-м.

А в 1868-м был придуман, кажется, самый боевой слоган за всю историю президентских выборов. Он принадлежит кандидату-республиканцу Улиссу Гранту (смотри его изображение на купюре в 50 долларов) и звучит следующим образом: «Vote as You Shot» («Голосуй так, будто ты стреляешь»). Хотя, с другой стороны, здесь нет ничего удивительного. Имидж Гранта строился на его подвигах на посту командующего армии Союза во время гражданской войны.

Правда, не все кандидаты – бывшие военнослужащие имели такие воинственные девизы. Так, герой Второй мировой войны Айк Эйзенхауэр пошел на выборы 1952 под достаточно миролюбивым лозунгом «I like Ike» («Мне нравится Айк»). Когда в 1956-м началась кампания за его переизбрание, президент просто подкорректировал предыдущее выражение: «I still like Ike» (в переводе – «Мне по-прежнему нравится Айк»). И снова победил.

Кроме того, иногда на выборах доминировали миролюбивые настроения. Уран Гардинг на выборах 1920 бросил в массы призыв «Return to normality» («Возвращение к нормальности»), имея под словом «нормальность» времена, предшествовавшие Первой мировой войне. Как же это выражение о «нормальности» не похоже на лозунг Кеннеди во время кампании 1960: «A time for greatness» («Время для больших вещей»). Или на лозунг Линды Джонсон в 1964 году: «The stakes are overly high so to stay at home» («Ставки слишком велики, чтобы вы оставались дома»).

Некоторые лозунги просто воняют популизмом. Например, «A Full Dinner Pail» («Полная тарелка к ужину»). Фраза была придумана для Уильяма Мак Кинли на выборах 1900-го. Или обещание от Герберта Гувера в 1928 году, звучавшее как: «A chicken in every pan, a car in every garage» («Цыпленок в каждой кастрюле, машина в каждом гараже»).

Некоторые слоганы выглядят попросту экзотично. Например, мессидж республиканцев на выборах 1884-го: «Rum, Romanism and Rebelion» («Ром, романтика и бунт»). Смысл фразы в том, что главным конкурентом кандидата от республиканцев был представитель партии, которая выступала за запрет алкоголя. В 1920 году, когда сторонники сухого закона боролись против Джеймса Кокса, который выступал за отмену сухого закона. Они обыграли фамилию политика, которая звучала как название кокаина. Антикоксовый лозунг звучал как: «Cox and Cocktails» (в переводе – «Кокс и коктейль»).

МакКейн – кандидат в президенты Америки на выборах 2008 года, хотя и проиграл Обаме, останется в истории благодаря одному из своих предвыборных слоганов – «Drill, baby, Drill» («Бури, детка, бури»). Идея призыва заключалась в том, что США должны искать нефть у себя дома, а не воевать за стратегический ресурс по всей планете.

Иногда избирательные лозунги противоречили тому, что делали политики, когда приходили к власти. Так, Вудро Вильсон переизбрался под лозунгом на выборах 1916 года «He kept us out of war» («Он сохранил нас от войны»). А уже в последующем году Штаты вступили в Первую мировую на стороне Антанты.

Иногда лозунги кандидатов звучат весьма амбициозно: «Keep Coolidge and Keep Cool» («Оставайся крутым и оставайся с Кулиджем»), «Who but Hoover?» («Кто, если не Гувер?»). Однако всех, кажется, переплюнул Гарри Трумэн в 1948-м. Мессидж его компании – слова из песни «I’m Wild About Harry» (что переводится как «Я балдею от Гарри»). Наконец, следует напомнить лозунг независимого кандидата Росса Перо в 1992 году – «Ross for Boss» (нескромно, но звучит как «Росса в боссы»).

Иногда лозунги кандидата направлены против конкурента. В 1980 году всем запомнились слова Рональда Рейгана: «Are You Better Now Than You Were 4 Years Ago?» («Вам сейчас лучше, чем 4 года назад?»). Ронни явно указывал на провалы курса Джимми Картера. На грани фола был слоган Билла Клинтона в 1992 году, адресованный Джорджу Бушу-старшему: «It’s the economy, stupid» (в переводе – «Это экономика, дурак»).

Начиная с кампании 1964 года, слоганы кандидатов часто переделываются их оппонентами с целью дискредитации. «In Your Heart, You Know That He’s Right» («Ты понимаешь в своем сердце, что он прав»), – заявил в 1964 году лозунг ультраконсервативного кандидата-республиканца Барри Голдуотера. И сразу его оппоненты начали скандировать на митингах: «In Your Guts, So You Know He’s Nuts» («Внутри ты понимаешь, что он сумасшедший»). В 1992 году, когда Буш-старший пытался переизбраться, используя знаменитую фразу о том, что на переправе коней не меняют, возникло выражение «Don’t change horseman in mid-apocalypse» («Во время Апокалипсиса всадников не меняют»).

Нынешняя кампания пока не очень оригинальна, хотя Ромни уже предложил целый пакет слоганов: «Believe in America» («Верим в Америку»), «Restore America Now» («Возродить Америку сейчас»), «Obama Isn’t Working» («Обама не работает»). Кстати, последний лозунг – явный плагиат из Маргарет Тэтчер, которая агитировала за Тори в 1979 году: «Labour Isn’t Working» (в переводе – «Лейбористы не работают»).

На все это Обама пока отвечает лозунгом «Forward» («Вперед»). Посмотрим, какой слоган больше понравится американцам.

comments powered by HyperComments

Также читайте