...

Балы за правильную демократию от Кэтрин Стонер—Вайсс

| 24 мин
Балы за правильную демократию Балы за правильную демократию

:  Путь России к демократии и верховенству закона, пишет старший научный сотрудник и заместитель директора по научным исследованиям в Центре демократии, развития, верховенства закона, который находится в Институте международных исследований им. Фримэна Спогли при Стэнфордском университете, начался с падения коммунизма в декабре 1991 г, нельзя назвать безукоризненным. Хотя Россия и сохраняла многие формальные демократические институты на протяжении 90-х годов и в начале XXI века, их качества с течением времени менялись. К 2005 г., в результате негативных изменений в сфере избирательных прав, Россия уже не могла считаться демократической страной в соответствии с большинством показателей.

К этому времени Россия больше напоминала автократические режимы Средней Азии, нежели устойчивые демократии Восточной Европы, которые к тому времени уже вступили в Европейский Союз.

Конституция, принятая в 1993 г. под руководством первого постсоветского Президента России, Бориса Ельцина, остается основой российской политики. Несмотря на это, в политической системе при преемнике Ельцина, Президенте Владимире Путине, все больше стала доминировать исполнительная ветвь власти.

Система политических партий, получившая развитие в 1990-х гг., представляет собой набор политических организаций, которые лояльны в первую очередь президенту, и чье существование в большой степени зависит от него. За последние несколько лет, с распадом как левых, так и правых партий, в России перестала существовать функционирующая политическая оппозиция.

Государство постепенно взяло под контроль независимые СМИ, таким образом еще более урезая демократию. Кроме того, особенно в последние два года, деятельность гражданского общества и некоммерческих организаций (НКО) подавлялась путем принятия законодательства, предписывающего обременительную перерегистрацию. Многие НКО были бесцеремонно закрыты властями, в то время как группы по правам человека и защите демократии были обвинены в продвижении интересов иностранных государств. В целом, гражданское общество теряет роль эффективного противовеса злоупотреблениям власти в период когда размывание политической оппозиции усилило необходимость внегосударственного мониторинга.

Несмотря на такое значительное отклонение в сторону от демократии, Россия, (Баллы выставлялись по шкале с диапазоном от 0 до 7, где 0 - самая низкая, а 7 - самая высокая оценка). Несомненно, является более свободной страной в сравнении с советским периодом своей истории. Государство не контролирует все аспекты жизни российских граждан, как это было при коммунизме. В то же время, они не могут свободно выражать свое мнение о политических лидерах, свободно организовывать митинги или читать то, что им нравится, в российской прессе. Несмотря на формальные гарантии, закрепленные в Конституции, в сегодняшней России существуют неофициальные, но четкие инструкции по поводу того, какого рода протестные выступления и организации разрешены или запрещены государством.

С другой стороны, Россия однозначно не возвращается назад к коммунизму - специфической политической и экономической системе, основанной на страхе и влиянии бюрократии. Тем не менее, наблюдается постоянное выхолащивание содержания российской демократии, хотя при этом сохраняются ее формальные институты. Президент Путин добился этого частично в результате расширения участия органов безопасности в управлении страной. Особенно стоит отметить смещение акцента с не предвзятого верховенства закона на преференциальное управление с помощью закона, направленное на поощрение людей, поддерживающих правительство и наказание тех, кто представляется угрозой или врагами режима.

Дмитрий Медведев активизировался

В 2007 г. Россия еще менее демократична, чем в 2005. Власть все больше сосредотачивается в руках президента и его администрации, а права человека и другие права российских граждан сегодня гарантируется в наименьшей степени с 1991 года. Данные процессы также негативно влияют на политический плюрализм и свободу прессы в стране. До сих пор нераскрытое дело Анны Политковской, убитой в октябре 2006 журналистки, известной своими выдающимися репортажами о конфликте в Чечне, подчеркивает уязвимость независимой журналистики в современной России.

Возможно в результате того, что президентская администрация контролирует СМИ, президент Путин остается исключительно популярным, хотя многие его действия не одобряются. Его попытка уменьшить субсидии пенсионерам в январе 2005 г. послужила причиной для ряда демонстраций, война в Чечне продолжает беспокоить российскую общественность, а различные организации гражданского общества выражают протест по поводу ограничения их прав. Несмотря на все вышеперечисленное, осознанная политическая оппозиция в стране отсутствует.

В 2008 г. истекает второй президентский срок Путина. В соответствии с Конституцией он должен покинуть свой пост, и Путин не раз заявлял, что намерен уйти. Однако, совершенно ясно, что российским избирателям не будет предоставлена полная свобода выбора нового президента из открытого списка кандидатов. Отбор возможных преемников Путина контролируется в Кремле, а тот факт, что сама возможность проведения выборов по-прежнему остается под вопросом, подчеркивает то, что будущее российской демократии в серьезной опасности.

Подотчетность и право голоса

  • Свободные и справедливые избирательные законы и выборы: 2.00
  • Эффективное и подотчетное правительство: 3.00
  • Гражданская активность и общественный мониторинг: 2.00
  • Независимость средств массовой информации и свобода самовыражения: 2.50
  • Средний балл по категории: 2.38

Перед самым распадом Советского Союза, в России начали проводиться политически конкурентные и полу-конкурентные выборы. В советское время, участие в выборах было обязательным, что приводило к традиционно высокой явке избирателей. Однако тогда не было никакого выбора между кандидатами, все они являлись членами Коммунистической партии.

С 1993 г., выборы на федеральном уровне проходили регулярно и в соответствии с законодательством о выборах. Требования для регистрации кандидатов варьировались, и чиновники на региональном и федеральном уровнях использовали эти правила для препятствия кандидатам, неугодным Кремлю и местной бизнес-элите.

Тем не менее, основные правила проведения выборов известны и опубликованы, и избирательные кампании не всегда, но часто являются политически конкурентными. Чиновники, занимающие выборные должности, которые контролируют СМИ и доступ к финансированию кампаний частным бизнесом, имеют однозначное преимущество. Усиливающийся контроль Кремля над СМИ снизил конкурентность выборов на федеральном уровне.

С приходом Путина к власти (он стал премьер-министром в августе 1999, исполняющим обязанности Президента в январе 2000, и Президентом в марте 2000) выборы на региональном и федеральном уровнях стали в большей степени управляться президентской администрацией. Влияние Кремля на избирательные процессы на федеральном уровне проявилось в 1999 г. в победе партии «Единство» (известной сейчас как «Единая Россия») на парламентских выборах. Путин формально не является членом ни одной партии, но на официальном веб-сайте «Единой России», Путин называется «моральным лидером» партии. «Единая Россия» доминировала на парламентских выборах 2003 г., получив 37% голосов избирателей.

На президентских выборах в марте 2004 г. Путин получил второй срок, победив с чуть более чем 70% голосов. Его ближайший соперник, поддерживаемый коммунистами, Николай Харитонов, набрал всего 13.7%. Хотя и были озвучены подозрения, что списки избирателей были урезаны для увеличения явки (требуемая законом минимальная явка составляла 50%), а также другие нарушения были отмечены в нескольких регионах, Путин несомненно был предпочтен избирателями другим кандидатам. Результаты выборов были подтверждены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Федеральный закон «О политических партиях» в первоначальной своей версии вступил в силу 14 июля 2001 г. Однако этот закон за последние два года был пересмотрен в сторону закручивания гаек, сделав регистрацию политических организаций в качестве партий намного тяжелее. Закон требует, чтобы каждая политическая партия к январю 2006 продемонстрировала, что как минимум 50 тыс. российских граждан зарегистрированы как ее члены, и что в 45 российских регионах существуют отделения партии, каждое из которых насчитывает не меньше 500 членов. На февраль 2007 г., 17 партий подтвердили участие в выборах в нижнюю палату парламента, Государственную Думу, которые состоятся в декабре 2007, однако это число может увеличиться ближе к концу года, когда будет завершена регистрация.

Хотя в выборах и разрешено участвовать нескольким партиям, их количество уменьшилось накануне выборов 2007 года. Это частично естественный процесс отсева и консолидации очень широкого спектра партий, созданных в 1990х. Однако это также и результат административных и юридических преград, препятствующих становлению по-настоящему конкурентной избирательной системы. На пример, за последние два года, кандидатам на местных выборах было отказано в регистрации на сомнительных основаниях, включая обвинения в фальсификации подписей или неправильном заполнении необходимых документов. В марте 2007, оппозиционной партии «Яблоко» было отказано в участии в муниципальных выборах в Санкт-Петербурге после того, как местная избирательная комиссия постановила, что более 10% собранных партией подписей недействительны.

Более того, перед думскими выборами, минимальный порог для прохода партий в парламент был повышен с 5% до 7%. Этот шаг может привести к устранению небольших либеральных оппозиционных партий, включая «Яблоко» и «Союз Правых Сил» (СПС), которые набрали около 5% на последних выборах в Думу в 2003. Кроме того, в 2007 Дума будет избираться исключительно в соответствии с партийными списками при системе пропорционального представительства. Таким образом, отменяется предыдущая смешанная система и выборы кандидатов из одномандатных округов. Хотя эта новая система необязательно является менее демократичным способом избрания представителей в парламент, в контексте сегодняшней России она закрепит существующий статус-кво или в еще большей степени усилит позиции «Единой России».

В декабре 2006 Президент Путин подписал закон, вносящий поправки в законодательство, связанное с избирательными правами. Этот закон расширил список категорий граждан, которые не могут участвовать в выборах. Теперь он включает людей, приговоренных к тюремным срокам за серьезные преступления и преступления экстремистской направленности, например за публичную демонстрацию нацистской символики, а также осужденных за «акты экстремизма» против федеральных, региональных или местных органов власти. Так как этим актам не дается четкого определения, существует серьезное опасение, что расширенная интерпретация этого закона может серьезно навредить правам избирателей в будущем.

Новое законодательство о выборах содержит ограничения по использованию телевидения политическими партиями для кампаний против оппонентов. Там также нет требований по минимальной явке избирателей на выборах федерального, регионального и местного уровней, что позволяет считать действительными даже те выборы, где явка была незначительной.

Верхняя палата российского парламента, Совет Федерации, утверждает все решения Кремля и «послушной» Думы. Его члены выбираются региональными исполнительными и законодательными органами и многие назначения принимаются по протекции влиятельных людей.

Такие сенаторы возможно никогда даже не посещали те регионы, которые якобы представляют. Совет Федерации - один из органов, который используется неформальными группами для продвижения «своих людей» во властные структуры. Хотя теоретически выбранные должностные лица контролируют российское государство, настоящие и бывшие сотрудники силовых ведомств играют все большую роль в правительстве во время президентства Путина, который сам был офицером советского КГБ и Федеральной службы безопасности (ФСБ), основным преемником КГБ в сфере внутренней безопасности.

В январе 2006 г., Путин подписал спорный закон, целью которого был жесткий контроль над российскими и зарубежными неправительственными организациями. Путин обосновал этот закон необходимостью предотвратить вмешательство других стран в российскую политику. Критики утверждали, что закон предназначался для ограничения активности гражданского общества, возникшего после распада СССР.

Закон предписывал всем организациям перерегистрироваться в Министерстве юстиции к середине октября 2006 г. и, начиная с 2007 г., предоставлять годовой «план работы». Многие организации не смогли выполнить первое условие к сроку, вследствие долгого и сложного процесса регистрации. В результате, эти организации должны были закрыться до предоставления необходимой документации.

Некоторые из них полностью свернули работу в России. Среди около 90 международных организаций, которые были вынуждены закрыться, хотя бы временно, были такие как Хьюман Райтс Вотч, Международная Амнистия, Национальный Институт Демократии, Международный Республиканский Институт и Интерньюс.

Большинство таких организаций, в конечном счете, были зарегистрированы, но практически все жаловались на трудности процесса регистрации, а также ожидали новых вмешательств чиновников в будущем в связи с обязательствами по предоставлению регулярной отчетности по текущей деятельности и финансированию. Существуют опасения, что этот закон предоставит российскому правительству беспрецедентный контроль над работой НКО и право решать, какие проекты могут осуществляться, а какие нет. Воздействие закона на работу НКО можно будет по настоящему оценить только весной и летом 2007, когда организациям необходимо будет сдать отчеты о своей деятельности.

СМИ остаются под жестким контролем президентской администрации. В течение последних семи лет Россия считалась одной из трех самых опасных стран в мире для журналистов (после Ирака и Колумбии). С момента прихода Путина к власти в 2000, 13 журналистов были убиты при обстоятельствах, указывающих на заказные убийства. Ни в одном из дел не был вынесен приговор.

Убийство 48-летней Анны Политковской 7 октября 2006 в подъезде дома, где она жила, снова привлекало внимание российской и международной общественности к этой проблеме.

Политковская была специальным корреспондентом российской газеты «Новая Газета». В течение семи лет она боролась за право освещать конфликт в Чечне, несмотря на связанные с этим опасности и раздражение, которое ее работа вызывала у российских военных и политиков. Политковской угрожали, ее задерживали за публикацию статей о нарушениях прав человека в отношении гражданского населения Чечни российскими и чеченскими вооруженными силами.

Через несколько дней после убийства, Путин отозвался о Политковской как о «незначительной» фигуре и отбросил идею о том, что официальные власти могли быть замешаны в ее убийстве (ко времени написания данной работы так и не появилось четкого доказательства того, что государство не было замешано).

Однако примерно через месяц бывший российский шпион Александр Литвиненко был отравлен в Лондоне. Это событие подстегнуло теории о том, что Кремль начал систематическое уничтожение критиков, как в стране, так и заграницей. Литвиненко критиковал администрацию Путина и предположительно начал расследование убийства Политковской, когда был отравлен полонием 210. Это радиоактивное вещество, одно из назначений которого - инициация ядерной реакции в атомных бомбах. В результате тщательного расследование в Лондоне и Москве, британские власти обнаружили след вещества, ведущий из ресторана, где Литвиненко последний раз обедал. Перед своей смертью в лондонской больнице в ноябре 2006, Литвиненко обвинил российские власти в организации его отравления. Путин отрицает это обвинение. Расследование того, как полоний 210 был переправлен через всю Европу в Лондон, а потом оказался в еде Литвиненко, продолжается в момент написания данной работы. Хотя роль российского правительства в этом деле по-прежнему неясна, необычная смерть Литвиненко, вероятно, подкрепила теорию, что Кремль имеет возможность и желание избавится от критиков тем или иным способом (см. обсуждение ситуации с Михаилом Ходорковским ниже).

Другие события в мире СМИ в последние годы также вызывают опасения. В 2006, в преддверии саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, Дума приняла законопроект, позже подписанный Путиным, который расширил определение экстремизма. Теперь это понятие также включает в себя критику чиновников правительства в СМИ. По данным Комитета по защите журналистов, несколько корреспондентов были обвинены на основе этого закона, включая Дмитрия Ташлыкова из областной газеты «Владимирский край», который предположительно оклеветал губернатора Владимирской области в Интернет-чате.

В течение последних лет российское правительство и связанные с Кремлем бизнесмены постепенно консолидировали контроль над российским телевидением и печатью. Когда магнат Алишер Усманов осенью 2006 г. купил газету Коммерсант, он уверял журналистов Коммерсанта, что не будет вмешиваться в редакторскую политику газеты, которая часто критикует правительство. Но это приобретение рассматривается многими как часть кампании по устранению возможных критиков накануне думских выборов 2007 г. и президентских выборов 2008 г. Действительно, в «Индексе защищенности российских СМИ» за 2005 г., выпускаемом Советом по международным исследованиям и обменам (IREX), было отмечено ухудшение ситуации со свободой прессы по сравнению с 2001 г.

Необходимо также отметить дискриминацию при выдаче лицензий на ТВ и радио трансляцию, которая контролируется Министерством культуры. Успех заявки в конкурсе на получение лицензии часто зависит от лояльности конкретным чиновникам или группам влияния. Регулирование в сфере телевидения и радио непрозрачное, хотя политика однозначно играет значительную роль, как показало недавнее решение запретить ретрансляцию передач Радио Свободная Европа/Радио Свобода в России.

  • Правительство должно отменить закон об НКО от января 2006 и предоставить тем НКО, которые получают зарубежное финансирование, возможность работать без страха беспричинного закрытия. Необходимо разрешить НКО работать свободно, без жесткого контроля Министерства юстиции.
  • Правительство должно предоставлять больше ресурсов и уделять больше внимания расследованию преступлений против журналистов и наказанию виновных.
  • Процесс выдачи лицензий на ТВ и радио трансляцию Министерством культуры должен стать по-настоящему конкурентным и прозрачным.
  • Защита от государственного террора, необоснованного лишения свободы и пыток: 2.57
  • Гендерное равенство: 4.00
  • Обеспечение прав этнических, религиозных и других значительных групп: 3.00
  • Свобода совести и убеждений: 4.00
  • Свобода объединений и собраний: 3.00
  • Средний балл по категории: 3.31

Ситуация с правами человека в России, особенно в отношении продолжающегося конфликта в Чечне, довольно-таки неутешительная. Несмотря на то, что закон запрещает пытки или бесчеловечное обращение с заключенными, нередко имеет место жестокость по отношению к арестованным со стороны милиции. Такие акты насилия обычно происходят в первые часы после ареста и выражаются в рукоприкладстве или избиении дубинками, использовании электрического шока и отказе в предоставлении медицинской помощи. Регулярно поступает информация о жестоких избиениях, изнасилованиях мужчин и женщин в местах заключения в Чечне, а также содержание под арестом без предъявления обвинения, особенно в случае подозрений в сотрудничестве с чеченскими боевиками.

Российские НКО владеют информацией о 114 случаях использования милицией пыток в 11 регионах России с 2001 по 2005 гг., и эти цифры не включают Северный Кавказ и места заключения вокруг Чечни.10 Данных по этому вопросу недостаточно, но по всей видимости взыскания с сотрудников милиции за такое поведение редки. В ноябре 2006 Международная Амнистия сообщила, что плохо обученные и низко оплачиваемые сотрудники милиции часто используют получение признаний под давлением и без адвоката с целью «раскрытия» преступлений. Признания, полученные таким образом, становятся основой для предъявления обвинений и вынесения приговоров.

Отношение количества заключенных к общему населению в России является одним из самых высоких в мире - около 670 заключенных на 100 тыс. населения. Условия содержания в российских тюрьмах имеют дурную славу, среди распространенных угроз здоровью - ВИЧ, туберкулез и другие смертельные заболевания. Непостоянное водоснабжение и отсутствие горячей воды отрицательно влияют на санитарные условия; во многих следственных изоляторах нет туалетов со сливом, и заключенные вынуждены использовать ведра с водой.

Перенаселенность тюрем стала обычным делом, а эпидемия наркомании среди заключенных, начавшаяся в 2000 г., становится все более распространенной В тех случаях, когда записи о заключенных теряются в милиции, подозреваемые остаются в местах заключения дольше, чем прописанные в законодательстве 48 часов без предъявления обвинения. Более того, угроза пыток удерживает заключенных от сообщения о превышении срока предварительного заключения.

Преступность была постоянной проблемой в пост-советской России. По данным Роскомстата начиная с 1990 г. уровень преступности постоянно рос, а после 2004 г. он резко взлетел. Количество убийств оставалось примерно на одном уровне - около 30 тыс. в год с середины 1990х, в то время как росли грабежи и контрабанда наркотиков. Количество преступлений, классифицированных как «терроризм» возросло с 2000 г., с заметными всплесками в 2002 и 2003 годах. Безопасность человека в сегодняшней России, таким образом, остается под серьезным вопросом. Это особенно касается женщин и детей, для которых секс торговля в Азии и Центральной и Восточной Европе остается острой проблемой. В 2004 г. примерно 92 % всех российских женщин, уехавших на работу заграницу, были принуждены работать в секс индустрии.

Российские вооруженные силы известны случаями дедовщины и жестоким обращением со служащими. Один такой случай произошел в декабре 2005 в Челябинской танковой академии, где 19-летнего рядового Андрея Сычева и еще нескольких призывников старшие служащие заставили сидеть на корточках в течение нескольких часов, при этом подвергая их жестоким избиениям. После четырех дней без получения медицинской помощи, у Сычева развилась инфекция, приведшая к ампутации ног и гениталий. Если бы военные врачи не передали тайно информацию о случае с Сычевым в Союз комитетов солдатских матерей, инцидент мог бы остаться незамеченным старшими офицерами и СМИ. По оценке Союза комитетов солдатских матерей 80 % случаев дедовщины в российской армии нигде не учитываются. Более того, в марте 2007 появилась информация о нескольких случаях, когда старшие офицеры заставляли солдат заниматься проституцией.

Гендерное неравенство продолжает оставаться сложной проблемой в современном российском обществе, по-прежнему недостаточно делается для исправления гендерного дисбаланса, особенно в политической сфере. Женщин практически нет в верхних эшелонах исполнительной власти, единственная женщина-губернатор - в Санкт-Петербурге. Это политический союзник Путина Валентина Матвиенко. Представительство женщин в Государственной Думе снизилось с 13.5 % в 1993 г. до 9.8 % в 2003 г. Женщины-кандидаты в депутаты показывали лучшие результаты в одномандатных округах, чем в рамках системы пропорционального представительства, в части из-за того, что политические партии не ставят женщин-кандидатов на верхние строчки партийных списков. Отмена системы одномандатных округов перед думскими выборами 2007 г. скорее всего еще более негативно скажется на количестве женщин в парламенте.

Российская конституция заявляет не только равенство полов перед законом, но и равенство религий, и свободу совести и вероисповедания (статья 28). Несмотря на эти гарантии, Русская Православная Церковь пыталась добиться господствующего положения по сравнению с иностранными миссионерскими организациями. В соответствии со спорным законом, принятым в1997 г, только русское православие, иудаизм, ислам и буддизм существуют на законном положении. Другим религиозным группам необходимо подтвердить, что им было разрешено работать в Советском Союзе, а затем России на протяжении как минимум 15 лет. Без правового статуса, религиозные организации, например, не могут открывать банковские счета или владеть собственностью.

В последние годы многие религиозные группы испытали на себе предубежденность и преследования, включая католиков, Свидетелей Иеговы, членов Церкви Саентологии и адвентистов седьмого дня. Антисемитизм остается серьезной проблемой, хотя Президент Путин публично заявлял, что дискриминация евреев недопустима, и судебное преследование преступлений на почве нетерпимости несколько улучшилось. Атаки мигрантов из Центральной Азии и Кавказа, особенно Чечни и Грузии, в настоящее время по численности превосходят атаки на евреев. Тем не менее, в 2005 и 2006 имело место несколько жестоких атак на евреев, еврейские памятники и синагоги в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.

Для этнических меньшинств ситуация также ухудшились за последние годы.

Частично это результат продолжающегося конфликта в Чечне и террористических актов, совершенных чеченцами и другими мусульманами повстанцами в разных регионах России. Плохие отношения России и Грузии привели к тому, что любой человек, не имеющий классической славянской внешности, может быть остановлен милицией на улице. Еще более тревожным стало введение 1 апреля 2007 г. нового закона, запрещающего определенным категориям магазинов и рынков нанимать иностранцев. Цель закона - ужесточить меры против около 10 миллионов нелегальных мигрантов, приехавших на работу в России из Центральной Азии, Кавказского региона и Китая.

Закон также указывает на расистскую форму российского национализма.

Право на свободу собраний также стало осуществляться с ограничениями в последнее время. Лицензии и разрешения на проведение митингов все сложнее получить в больших городах. Несмотря на это, несколько политических демонстраций и митингов были проведены с конкретной целью выражения протеста против руководства страны. Наиболее заметными стали протесты в январе 2005 российских пенсионеров против введения нового закона, который лишил инвалидов, пенсионеров и ветеранов войны таких льгот как бесплатные общественный транспорт и лекарства, заменив их денежными выплатами.

В Санкт-Петербурге более 10 тыс. человек участвовало в протестах, некоторые даже призывали Путина уйти в отставку. Другие демонстрации прошли по всей России, и в Сибири и даже на острове Сахалин. В некоторых регионах протесты оказались действительно эффективными, побуждая местных политиков отменить, или хотя бы отложить введение некоторых реформ льгот.

3 марта 2007 «Другая Россия» - группа, объединяющая несколько оппозиционных организаций и активистов, провела политический митинг на улицах Санкт-Петербурга, в котором участвовали несколько тысяч демонстрантов, протестовавших против нарушений гражданских и политических прав в России. Хотя демонстрантам было официально отказано в разрешении на проведение демонстрации, и вначале их не пускали в центр города, толпа прорвалась через кордоны милиции и прошла по Невскому проспекту, главной улице города. Похожая демонстрация состоялась в декабре 2006 г. в Москве, но была менее успешной, так как около 4 тыс. милиции преградили путь в центр города 2 тыс. протестантам.

Переход от коммунистической системы к рыночной экономике в 1990 е. принес с собой резкое падение уровня жизни российский рабочих. Дискредитированные в советское время профсоюзы не могли и не хотели предоставить помощь и поддержку рабочим, зарплаты которых сильно потеряли в покупательной способности в результате снятия ценовых ограничений в 1992 г. и волны приватизации в конце 90х. Однако в последнее время сообщалось о росте членства в профсоюзах, особенно в автомобилестроительной и нефтяной отраслях. Профсоюзы также формируются спонтанно с целью требования увеличения заработной платы рабочих.

Рекомендации

  • Правительство должно учредить специальную, независимую рабочую комиссию по расследованию сообщений о насилии в армии. Старшие офицеры, умалчивающие о таких актах насилия, должны быть привлечены к ответственности.
  • Конституционные гарантии свободы собраний должны поддерживаться и применяться ко всем одинаково. Государство должно облегчить процесс выдачи разрешений на проведение публичных демонстраций.
  • Права прокуратуры по надзору над российской милицией и местами заключения должны быть расширены. Обвинения в насилии над заключенными должны быть тщательно расследованы, и, где это необходимо, виновные должны преследоваться в судебном порядке. Таким образом, права человека заключенных будут защищены.
  • Правительство должно вкладывать больше средства в обучение милиции, особенно в сфере прав заключенных и подозреваемых лиц.

Верховенство закона

  • Независимость судебной власти: 3.20
  • Соблюдение принципов верховенства закона в гражданских и уголовных делах: 3.00
  • Подотчетность силовых структур и вооруженных сил гражданским властям: 2.50
  • Защита прав собственности: 3.33
  • Равенство перед законом: 3.67
  • Средний балл по категории: 3.14

В России существует заметное расхождение между законами, существующими на бумаге и их реализацией на практике. Это ослабляет уверенность в соблюдении принципов верховенства закона. Законы часто применяются непоследовательно, в соответствии с конкретными обстоятельствами или политическими целями.

Согласно конституции, судебная ветвь власти является независимой от законодательной и исполнительной ветвей. На практике члены правительства, состоятельные люди и влиятельные компании часто вмешиваются в процесс принятия судебных решений. Судьи часто сообщают о том, что на них оказывается давление со стороны федеральных властей.

Суд присяжных был введен в качестве эксперимента в 1994 в нескольких российских регионах. В ноябре 2001 г., Дума приняла Уголовно-процессуальный кодекс, в котором применение суда присяжных было расширено за счет уголовных дел, подразумевающих минимальный приговор в 10 лет содержания под стражей. Этот закон вступил в силу в январе 2003. Хотя количество судебных процессов с привлечением присяжных увеличилось в последние годы, их доля в общем числе уголовных дел составляет всего 8%. В 81% случаев суды присяжных вынесли обвинительный приговор, что значительно ниже общего уровня (99%). Этот факт можно объяснить более высокими требованиями присяжных к доказательствам. Другая причина, по мнению некоторых аналитиков - наследие советского режима, которое подталкивает присяжных принять сторону обвиняемых.

Верховный Суд Российской Федерации выразил свою обеспокоенность по поводу такой зависимости между вероятностью оправдательного решения и участием присяжных. Возник вопрос, а могут ли вообще представители общественности быть присяжными и принимать обоснованные решения. Ежегодные данные, предоставляемые судом, показывают, что оправдательные приговоры чаще обжалуются, чем обвинительные, и что Верховный Суд отменяет гораздо больше оправдательных приговоров, чем обвинительных.

Так как в России разрешено вторичное привлечение к уголовной ответственности за то же дело, были случаи, когда прокуроры добивались обвинительного приговора после двух или даже трех оправдательных приговоров, вынесенных судом присяжных. В 2005, 14.5 % апелляций на обвинительные приговоры было отменено (СТРАНЫ НА РАСПУТЬЕ 2007: РОССИЯ) кассационной палатой Верховного Суда, в то время как 49% оправдательных приговоров были отменены и пересланы в соответствующие суды для повторного слушания дела. Такая практика отмены оправдательных приговоров, вынесенных судами присяжных, ставит под вопрос практичность использования судов присяжных в будущем.

Уровень квалификации и беспристрастность судей в России могут быть самыми разными. Некоторые судьи помогают прокурорам представить доказательства или уведомляют о наличии доказательств, не используемых в процессе рассмотрения дела. Другие пренебрегают процессуальными нарушениями или допускают к рассмотрению доказательства, которые технически недопустимы. Кроме того, за одни и те же преступления, выносятся разные приговоры. В 2004, с целью борьбы с коррупцией в судах российское правительство значительно повысило зарплаты судьям, но взяточничество осталось. Коррупции больше на уровне судов первой инстанции, где председательствует только один судья, чем на уровне апелляционных судов, где работают панели из нескольких судей.

Генеральный прокурор назначается президентом. Прокуроры всех уровней обычно находятся под контролем исполнительной власти, которые, не колеблясь, могут вмешаться в судебное расследование с целью получения политической или финансовой выгоды.

Ответственность исполнительной власти за решения по назначениям и отставкам судей и прокуроров невелика. Например, в 2006 г. Путин отправил в отставку генерального прокурора России, который довольно долго занимал этот пост, практически без какого-либо объяснения. Согласно одной популярной теории, отставка являлась частью перетряски в Кремле накануне президентских выборов 2008 г.

Так как исполнительная ветвь практически свободна от обязанности отчитываться перед общественностью, законодательной властью или СМИ, у аналитиков не было достаточно информации для определения причин смены генерального прокурора.

При Путине службы безопасности продолжают удерживать свое привилегированное положение в российской политической системе, частично вследствие того, что сам Путин работал офицером КГБ в советское время. Он назначил многих своих бывших коллег на влиятельные должности в российском правительстве. По оценкам экспертов из 1000 основных фигур российской политики, 78 % работали либо в КГБ, либо в ФСБ.34 В результате правоохранительные органы стали в большей степени контролироваться властями в Москве.

Право на частную собственность охраняется статьей 35 Конституции, но исполнение контрактов и осуществление прав на собственность гарантируется не в полной мере. Это одно из основных препятствий, мешающих повышению уровня иностранных инвестиций в России. В настоящий момент большая часть инвестиций идет в нефтегазовую отрасль. Международный индекс прав собственности, который сравнивает уровни гарантирования прав на собственность в 70 странах, присвоил России 3.2 из возможных 10 баллов. Россия получила особенно плохие оценки в таких категориях, как судебная независимость, охрана прав на физическое имущество и интеллектуальную собственность. По общей оценке по индексу, Россия оказалась в самом низу шкалы, на 63 месте из 70.36.

Хотя этот индекс дает представление о ситуации с правами на собственность в России только в контексте выборки из ограниченного количества стран, он показывает отсутствие уверенности со стороны инвесторов и деловых людей в соблюдении прав на собственность в России. Уголовное преследование правительством политически активного миллиардера Михаила Ходорковского и параллельная кампания против его нефтяного бизнеса - ныне не существующей компании ОАО “Юкос”, несомненно внесли свой вклад в формирование имиджа России как страны с нестабильными условиями для бизнеса. Уже после закрытия “дела Юкоса”, правительство России начало оказывать давление на крупные иностранные нефтяные компании с тем, чтобы они передали контрольные пакеты в нефтегазовых проектах фирмам, контролируемым государством. Тем самым Россия ставит под угрозу ключевой источник иностранных инвестиций.

Рекомендации

  • Необходимо принять меры для обеспечения гарантий судебной независимости, включая более строгое наказание за попытки влияния на решения судей.
  • Больше ресурсов должно быть инвестировано в обучение судей, особенно в области процессуальных принципов.
  • Государство должно ввести правовой принцип, по которому нельзя судить дважды за одно и тоже преступление. Таким образом, подсудимые будут защищены от повторного преследования.
  • Необходимо разработать дополнительные механизмы для обеспечения равного и справедливого соблюдения прав на собственность. Такие механизмы должны также противостоять неправомерным захватам собственности.

Противодействие коррупции и прозрачность

  • Условия, способствующие защите от коррупции: 2.40
  • Существование законов, этических стандартов и разграничения между частным и государственным секторами: 3.00
  • Исполнение антикоррупционных законов: 2.25
  • Прозрачность деятельности правительства: 3.14
  • Средний балл по категории: 2.70

Со времени избрания президентом в 2000 г., Путин неоднократно заявлял о своем намерении положить конец коррупции. Однако, прогресс в этой сфере был минимальным. В соответствии с “Индексом восприятия коррупции” Трансперенси Интернешнл, ситуация с коррупцией в России ухудшилась - оценка была понижена с 2.7 в 2004 до 2.5 in 2006. Российское законодательство, имеющее отношение к экономической деятельности остается сложным и аморфным. Типичные бюрократические преграды на пути открытия новой фирмы включают сложный процесс лицензирования, беспричинные инспекции и непредсказуемое налогообложение. Сложные требования по регистрации и огромное количество необходимых документов часто называются в числе проблем, с которыми сталкиваются новые компании в России. И российские и иностранные инвесторы сходятся в том, что неэффективность и коррумпированность бюрократии являются основными преградами на пути новых инвестиций в сегодняшней России.

Дела ведутся по-разному в разных регионах. Представители региональных и городских властей могут сами устанавливать цены на услуги по регистрации и лицензированию и решать, когда проводить инспекции. Кроме взяток представителям властей и политикам, деловым людям приходится платить за покровительство организованным преступным группировкам. По данным другого исследования Всемирного Банка, в связи с тем, что общероссийской системы государственных закупок не существует, за получение правительственных контрактов также приходится платить взятки.

В результате, Россия привлекает достаточно мало прямых иностранных инвестиций по сравнению со своим экономическим потенциалом. Например, по информации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), прямые иностранные инвестиции в России в 2005 г. составили всего 3 % валового внутреннего продукта (ВВП), в то время как в Польше они достигают 4.9% ВВП.40 ОЭСР подтверждает, что российское правительство расширяет свое участие в экономике страны, особенно в таких стратегических секторах как нефтяная и газовая отрасли. Этот процесс получил серьезное развитие в 2004 г. в связи с конфискацией нефтяной компании Михаила Ходорковского «Юкос» и инициированной Кремлем передачей активов «Юкоса» компании, принадлежащей государству. Ходорковский и его коллега Платон Лебедев были арестованы в 2003 г. по обвинению в уклонении от уплаты налогов.

После 11-месячного судебного процесса в 2004 и 2005 оба были признаны виновными и приговорены к 9 годам тюрьмы. Тем временем практически все ключевые активы «Юкоса» были проданы на сомнительных, организованных государством аукционах в качестве выплаты огромных налоговых претензий. Широко распространено мнение, что Ходорковский стал объектом преследования из-за сопротивления контролю Кремля и возможных президентских амбиций.

ОЭСР отмечает, что в России «расширение государственной собственности в ключевых отраслях, скорее всего, приведет к увеличению погони за рентой, меньшей эффективности и замедлению роста экономики».

Органы государственного аудита и инспекции используются избирательно и служат политическим целям. Среди последних примеров - расследование бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, оппозиционного политика и возможного кандидата в президенты на выборах 2008 г. Федеральное следствие по делу Касьянова было возбуждено в 2005 г. Он обвинялся в обмане, связанным с покупкой недвижимости в 2004 г., когда он еще работал в правительстве. Как и в деле Ходорковского, обвиняемый, возможно, действительно нарушил закон, но объектом расследования он стал по политическим причинам. В то же время те, у которых отношения с Кремлем лучше, остаются безнаказанными.

Сбор налогов в России значительно улучшился с введением плоского подоходного налога вначале первого президентского срока Путина, но налоговые законы по-прежнему сложные. Кроме того, в России существует традиция уклонения от налогов. Преследование компаний за неуплату налогов осуществляется непоследовательно и иногда служит политическим целям.

В России не существует содержательного законодательства о конфликте интересов, многие высокопоставленные должностные лица президентской администрации являются одновременно членами советов директоров крупнейших в стране нефтяных и газовых компаний. Высокие цены на нефть на мировых рынках в последние годы служат государству стимулом для расширения своего участия в этом важном секторе экономики. Кроме того, так как российские законы о раскрытии информации об имуществе и доходах государственных чиновников нуждаются в доработке, практически ничто не останавливает их от использования своих должностей для личной выгоды.

Взяточничество продолжает оставаться проблемой в сфере высшего образования. Прием в вузы часто осуществляется через плату взятки нужному чиновнику. Случаи, когда низкооплачиваемые профессора были осуждены за получение взяток в обмен на более высокие оценки, освещались СМИ и в Москве, и в других крупных городах. Пытаясь ограничить коррупцию в сфере образования, в феврале 2007 г. Дума законодательно ввела систему единых экзаменов для выпускников средней школы. Однако во время тестирования системы в нескольких российских регионах были отмечены необычно высокие оценки, что привело к подозрениям в мошенничестве. Глава Федерального центра тестирования - организации, выставляющей оценки за экзамены, был отстранен от работы в связи с обвинениями в коррупции и мошенничестве, включая злоупотребление фондами центра. Генеральный прокурор завел на него дело в связи с этими обвинениями.

Сообщение о случаях коррупции во властных структурах - рискованное предприятие. Отчет о таких «осведомителях» за 2006 г. отмечает, что с 1998 г., Европейский суд по правам человека в Страсбурге (Франция) получил 28 тыс. жалоб из России. Большая часть жалоб связана с должностными злоупотреблениями и коррупцией в милиции и судах. По количеству жалоб Россия находится на первом месте среди всех стран-членов Совета Европы, из чего можно сделать вывод, что истцы не могут добиться правосудия в российской системе.

Европейский суд уже вынес решения по 106 делам и признал российское государство виновным в 90 или около 85% из них. Есть информация о значительном количестве случаев запугивания в отношении истцов.44 В момент написания данной работы, российские осведомители не имеют никакой формальной законодательной защиты. Их судьба зависит от конкретных обстоятельств, включая милость работодателей, на которых они возможно и жалуются, а также заинтересованность и активность международных и российских НКО, которые могут за них вступиться. Однако после атак Путина на НКО в России, эти организации представляют собой довольно слабый источник защиты для тех, кто решил подать официальную жалобу на государственное ведомство.

Рекомендации

  • Высокопоставленные правительственные чиновники должны предоставлять информацию о своих личных и профессиональных связях с частными и государственными компаниями. Обязательное для исполнения законодательство о конфликте интересов должно быть принято для обеспечения большей прозрачности, как в политике, так и в экономике.
  • Законодательство, имеющее отношение к экономической деятельности и лицензированию, должно быть упрощено и улучшено с целью уменьшения возможностей для взяточничества.
  • НКО, борющимся с коррупцией, должен быть предоставлен расширенный доступ к государственной информации. Законы о свободе информации должны соблюдаться.
  • Парламент должен принять законодательство (а суды должны соблюдать), по которому будут предоставлены официальные меры защиты тем, кто сообщает о случаях коррупции, нанесении вреда окружающей среде или нарушении прав человека.

По материалам: "freedomhouse.org"

Постоянный адрес новости: https://www.uefima.ru/politika/baly-za-pravilnuyu-demokratiyu-ot-ketrin-stoner-vajss.html
Опубликовано 2011-06-13.
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.