Проблемы развития городов и соподчиненных им территорий

:  В последние годы в отечественной и зарубежной практике наметился качественно новый подход к проблеме развития крупных городов и соподчиненных им территорий, который обусловлен стремлением к разработке градостроительных проектов как программных долгосрочных документов, увязанных с комплексным социально-экономическим прогнозированием – центра и области как взаимосвязанного и взаимообусловленного процесса. Для градостроительной практики страны наиболее существенным проявлением данного подхода явился переход к разработке единого генерального плана города и области.

Расширение объекта градостроительного проектирования при разработке единого генерального плана города и области выдвигает перед проектировщиками ряд вопросов и проблем, поскольку теперь приходится иметь дело с территорией, обладающей гораздо более сложной и разнохарактерной функционально-пространственной организацией и системой административно-хозяйственного управления, что, в свою очередь, накладывает особый отпечаток на проблему реализации таких проектов.

Развития города

Важнейшими предпосылками разработки рассматриваемых градостроительных документов явилось, прежде всего, усиление функционального и территориально-планировочного взаимодействия во всех звеньях народнохозяйственного механизма в пределах обширных территорий, возглавляемых крупным городом в условиях роста социальной мобильности и маятниковой миграции населения, а также усиление взаимосвязи населенных мест по использованию трудовых и материальных ресурсов, созданию мест отдыха, культурно-бытовому обслуживанию, развитию единой инженерной и транспортной инфраструктуры.

В этих условиях город-центр выступает в качестве главного элемента территориальной структуры области. Когда город сосредоточивает более 50 % промышленно-производственного потенциала территории области при численности населения около 1 млн и более, он перестает быть одним из важных функциональных элементов и выступает в качестве определяющего фактора функционально-планировочной организации соподчиненных ему территорий, разработка которой должна вестись по принципу от города к области и от области — к городу.

Разработка генерального плана только для города, отдельно от области, зачастую оказывается нерациональной, т. к. ориентируется на центростремительное развитие всей территории, подчинение области городу, потери ею сельского населения, выплескиванию из города-центра на территорию области всех диспропорций и противоречий в своем развитии, короче,— всего того, что мешает городу без учета состояния среды области (это относится, прежде всего, к выносу промышленных предприятий в близлежащие города без учета наличия в них свободных территорий, складских сооружений, мусоросборников, инженерных коммуникаций и др.).



Также читайте