Взаимосвязь трудовой деятельности и игры дошкольника

| 6 мин

:  Оценка важной роли трудовой деятельности дошкольника связана с ее значимостью, прежде всего, для развития личности ребенка. Результаты труда дошкольника сами по себе не отличаются полезностью для взрослых, но если ребенок не будет в этом возрастном периоде привлекаться к труду взрослых, то в дальнейшем у нее не будет сформировано способности самостоятельно работать на пользу общества. Развитие трудовой деятельности дошкольника тесно связан с переходом игры от предметной к сюжетно-ролевой. Исходным для становления этих форм активности ребенка есть сформированное на предыдущих возрастных этапах ее стремление активно участвовать в жизни взрослых, возможность реализации которого значительно возрастает с развитием самостоятельности ребенка.

Основное значение сюжетно-ролевой игры в проникновении ребенка в мир межличностных отношений, в усвоении ею способов социальных взаимодействий, являются необходимыми условиями выполнения главных социальных ролей взрослых. Благодаря сюжетно-ролевой игре и труда между ребенком и взрослым миром устанавливается характерный для дошкольного возраста связь. Но, если в работе ребенок ориентируется на получение конкретного результата при минимуме воображаемых элементов, то в игре для ребенка главное - сам процесс ее выполнения при максимуме воображаемых элементов. Поэтому в работе связь со взрослым миром носит более реальный и конкретный характер, ярче проявляя для ребенка его возрастные ограничения: не может вести машину самом деле, делать уколы больным и т.д..

Часто трудовая деятельность дошкольника тесно вплетается в контекст игровой. Это наиболее характерно для младших дошкольников. Начиная выполнять трудовую деятельность, ребенок может в процессе ее выполнения подменять трудовую цель игровой, особенно, когда трудовое задание оказалось слишком сложным, непонятным, лишенным четкого смысла. Чтобы трудовая цель не трансформировалась в игровую, взрослый должен вовремя прийти на помощь, стимулировать, поощрять, объяснять. Как отмечают исследователи труда дошкольников Я.Л. Коломинський и Л.В. Финькевич, шестилетние дети уже осознают различия игры и труда. Игра рассматривается детьми как деятельность для удовлетворения, а труд как полезная и важная работа.

Связь игры и труда, который характерен течение всего дошкольного периода, способствует развитию обоих видов детской деятельности. Так, созданы ребенком продукты труда, включаются в ее игру, используются в качестве игрушек, заменителей и т.д.. Игра на сюжеты профессиональной деятельности "у врача, школу, почту, магазин" способствует расширению представлений о труде взрослых, их отношения в ходе трудовой деятельности, готовит дошкольников к дальнейшему выбору профессии. Работа, выполняемая дошкольником с удовольствием и увлечением, связана с мнимой ситуацией и перерастает в игру.

Развитие компонентов структуры трудовой деятельности дошкольника

Усвоение любой деятельности требует овладения основными компонентами ее структуры. Если ребенок обладает всеми этими компонентами, она способна выполнять деятельность самостоятельно, без помощи извне. Структура трудовой деятельности отражает общую структуру деятельности человека, включая мотивы, цели, действия контроля и оценки, способы выполнения действий. У дошкольника формируется как внутренняя, так и внешняя сторона деятельности. К внутренней относятся мотивы, действия контроля и оценки. Внешней стороны относятся предметные действия, определенная их последовательность, отражающая усвоен ребенком способ исполнения.

Мотивы труда выделяют:

- Внешние, обусловленные нетрудовыми потребностями ребенка;
- Внутренние, связанные с самим выполнением трудовой деятельности.
Обе эти группы мотивов имеют существенное значение для развития личности. Именно в дошкольном возрасте складываются благоприятные условия для становления общественных мотивов трудовой деятельности. Осложнения внутренних мотивов труда происходит как переход от интереса ребенка к внешним атрибутам трудовой деятельности, от ее процесса к стремлению получить определенный задан и полезный результат. Интерес к самому выполнения трудовых действий характерен для ребенка 3-4 г., сближает труд малыша с его игрой. Ребенку интересно мести пол, стирать носки, представляя себя хозяйкой.

Некоторые трудовые действия ребенок выполняет под влиянием внешних мотивов наказания или одобрение взрослых: "бабушка похвалит", "отец обещал купить мороженое", "если не сделаю, мама будет ругаться". Как относиться взрослым к таким мотивам детей? Эти мотивы превращают труд ребенка в своеобразный средство достижения личных (иногда корыстных) целей, что в будущем может обернуться потребительским отношением человека к своей профессии, к выполнению домашних обязанностей. Ориентация дошкольника на процесс труда, получения при этом удовольствие - чрезвычайно важная предпосылка творческого заинтересованного отношения к своей профессии в будущем. Таким образом, в дошкольном возрасте закладывается способность личности любить труд, получать удовольствие от ее выполнения.

Внешние мотивы лежат в основе формирования общественных мотивов труда. К ним относится стремление принести кому-то радость, приятно удивить, помочь. Первые проявления таких мотивов возникают довольно рано, а в старшем дошкольном возрасте они становятся осознаваемыми и одними из самых действенных. Их отличие от корыстных мотивов труда заключается в том, ребенок стремится сделать то, что нужно не лично ему, а другим: изготовить открытку для мамы, сестры, бабушки; отремонтировать разорванную книгу для братика; помочь одеться ровеснику. Таким образом, для ребенка открывается общественная значимость труда.

Цели труда. Способность ребенка самостоятельно ставить цель труда формируется постепенно на основе выполнения поручений, распоряжений, инструкций взрослых. Принять цель, поставленную взрослым, ребенок способен с раннего возраста, но только в том случае, если понимает связь между достижением цели и удовлетворением собственных потребностей. Для этого цель должна быть не просто сформулирована взрослым, а наглядно представлена в соответствующих образцах. Если попросить ребенка сложить пирамидку и не показать образец, ребенок, как правило, не в состоянии выполнить эту задачу. Постановка трудового задача должна быть четкой и конкретной. Так, если взрослый просит ребенка сложить одежду, то она не всегда способна выполнить просьбу потому, что не понимает, чего именно требует взрослый. Здесь поможет разъяснение: "залежи рубашку на полочку в шкаф, а брючки повесь на крючок".

Расширение представлений в старшем дошкольном возрасте составляет основу для принятия ребенком довольно сложных многокомпонентных инструкций взрослого, которые предусматривают несколько этапов выполнения. Ребенок способен удержать эту инструкцию, контролируя последовательность ее выполнения. Возникают первые цели трудовой деятельности, поставленные ребенком по собственной инициативе. Этому способствует появление первых элементов самооценки, благодаря которым ребенок ставит достижимые для себя цели деятельности. С умением постановки цели у ребенка развиваются действия планирования ее достижения. К процессу планирования входит выделение условий, средств и способов достижения цели, которое опережает предметные действия ребенка. Ребенок прослеживает последовательность выполнения, внося необходимые коррективы: "сначала уберу в шкафу, а потом на столе". Способность к планированию возникает в 4-5 лет и значительно улучшает качество трудовой деятельности дошкольника.

Коллективный характер активности старших дошкольников приводит к необходимости обсуждать план своей совместной деятельности, распределять участки работы и согласовывать их между собой, определять ответственных за полученный результат. В ходе совместной работы дошкольников в них развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников. Формируются навыки сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимании, составляет важное направление подготовки дошкольника к "взрослой" трудовой деятельности.

Трудовые действия составляют операционную сторону трудовой деятельности дошкольника. Они несколько отстают в развитии от мотивационных компонентов, особенно у ребенка раннего возраста. Впоследствии ребенок осваивает первые трудовые навыки, связанные с самообслуживанием, с включением в хозяйственно-бытовые процессы взрослых. В 4-6 гг трудовые действия становятся более точными, быстрыми и скоординированными, чему способствует развитие моторных свойств ребенка. Взрослому следует учитывать ограниченность возможностей ребенка, особенности его психического развития, в результате которых ребенок выполняет трудовые задания долго, иногда с нежелательными последствиями и некачественными результатами. Не следует забывать о требованиях техники безопасности, давая ребенку трудовые поручения.

Например, поливая кактусы, ребенок может случайно пораниться его веточками, неся стеклянную посуду, разбить его и тоже покалечиться. Перед тем, как ребенок приступает к выполнению, взрослому следует убедиться, поняла ли она задачи, умеет обращаться с соответствующими орудиями и предметами труда, обладает нужными трудовыми умениями.

Задачи должны быть четкими, понятными, конкретными. Оценивая ребенка, взрослый привлекает внимание ребенка к качеству результата, к возможности его использования и потребления человеком. Так, убирая в комнате, ребенок аккуратно сложила одежду на столе. Взрослому стоит похвалить усилия ребенка, но объяснить, почему одежду на столе будет мешать, обсудить с ребенком нежелательные последствия: негде будет разложить обед. Ребенок, зная, что ей самой придется убирать за собой, начинает обращать внимание на то, чтобы сорить меньше, соблюдать порядок в помещении, ценя тем самым труд других людей. Попробовав помыть посуду, ребенок понимает и ценит усилия взрослых, бережно относится к результатам их труда.

Действия контроля. Вместе с собственно трудовыми действиями у ребенка в процессе труда развиваются действия контроля. Способность контролировать свою деятельность напрямую связана с выполнением действий планирования. Контролировать работу можно только на основе сравнения реальных результатов с запланированными, мнимыми. Поэтому дети 3-4 р., Которые заранее не планируют свою работу, не замечают и ошибок, считают работу всегда хорошей, независимо от ее результата. Первые действия контроля направлены на работу сверстника, к которой малыши относятся весьма критически.

Старший дошкольник начинает планировать свой труд, замечает ошибки при ее исполнении - сначала наиболее грубые. Для дошкольника 5-7 г. важно не просто выполнить работу, а знать, насколько ее результат соответствует образцу. Не умея самостоятельно оценить свою работу, они обращаются с вопросами к взрослым о правильности и качество собственных трудовых действий.

Заключение о значении трудовой деятельности дошкольника и развитие ее структуры:

- Благодаря трудовой деятельности в дошкольном возрасте закладываются основы будущего профессионального самоопределения;

- Трудовая деятельность дошкольника тесно переплетается с игрой, прежде всего, сюжетно-ролевой;

- Происходит развитие трудовой деятельности дошкольника в направлениях совершенствования его внешних и внутренних, мотивационных и операционных компонентов;

- Развиваются внутренняя и внешняя мотивация трудовой деятельности дошкольника. На основе внутренней возникает творческое отношение к труду. На основе внешней - общественные мотивы труда;

- Развитие происходит как рост способности выполнять подальше сложные инструкции взрослых и способность самостоятельно ставить цели;

- Развитие трудовых действий заключается в росте их контролируемости.

Постоянный адрес новости: https://www.uefima.ru/press-relizy/vzaimosvyaz-trudovoj-deyatelnosti-i-igry-doshkolnika.html
Опубликовано 2012-12-06.