«Тень ветра» Карлос Руис Сафон

:  Есть книги, которые умеют нравиться всем. «Тень ветра» Карлоса Руиса Сафон вряд ли может настроить кого-то против себя. Она априори возвеличивает Читателя, льстит ему, это – ода чтению. Все главные герои – родственные души для читателя, потому что они тоже реализуют акт чтения, или работают с книгами. То есть с первой минуты, когда мы выбрали, взяли в руки «Тень ветра» Сафона, и начали читать о том, как герой выбирает на Кладбище забытых книг и читает «Тень ветра» Хулиана Каракса, мы невольно начинаем дружить с героем, проектируем его образ на себя. Эта книга, предназначенная для Читателя, ведь главная идентификация героев здесь – читатель и писатель, а структурирующий топос – Книга. Весь мир в этом романе вращается вокруг литературы, поэтому религией этого мира можно назвать чтение. Не зря в церкви в конце рассказанной истории во время венчания главного героя Даниэля вместо молитвы звучит стихотворение Неруды, которое не найти в молитвеннике, ведь религия чтения не канонизирована, а потому общая для людей разных вероисповеданий.

Образ Кладбища забытых книг объединяет в трилогию книги «Тень ветра», «Игра ангела» и «Узник неба» К.Р.Сафона. Данный топос является воплощением всей литературы. Речь идет не только о забытых неизвестных авторов. Здесь находятся книги на разных языках, разных авторов из разных частей света, и рядом с Моратином, Ховельянос и Спинозой стоит книга никому неизвестного Хулиана Каракса. Непрочитанными, а потому нереализованными книгами являются не только неизвестные авторы – теряют свое былое величие и имена классиков. Литература трактуется как непознанная сфера, потому что на изучение всех написанных книг и вечности не хватит. Поэтому книги находятся на кладбище и только хранители, не хоронят, а наоборот воскрешают книги прочтением и интерпретацией. То есть передается мысль о несамостоятельности книги, ее зависимости от «субъект-субъектных» отношений, доминирующая роль читателя над автором.

В «Игре ангела» главный герой должен написать книгу, которая изменит мир, но находит аналогичную уже написанную на Кладбище забытых книг. Речь идет о невозможности написания абсолютно новаторской книги с невиданным сюжетом, разворачивается мнение Борхеса про любой сюжет, как проекцию четырех архетипических сюжетов. Автореференцийность литературы связывает все книги между собой, создает всеобъемлющую плоскость текста. Таким образом Сафон в художественной увлекательной форме возвращает нам значение литературы, смысл и таинственную природу чтения, возвращает заблудшего читателя под крыло литературы, отвоевывает ее частично утраченные позиции в контексте визуальной культуры.

Собственно, о самой книге Каракса, охранником которой стал Даниэль, в романе «Тень ветра» известно немного. В ней разворачивается история о поиске отца и несчастной любви. Но несмотря на неприхотливый сюжет, она дает начало всем событиям в романе Сафона, каждый персонаж раскрывается благодаря образу этой книги. В ходе расследования, которое проводит Даниэль, он распутывает клубок биографии Каракса, знакомясь с новыми действующими лицами. Первыми он встречает Густаво Барсело и его племянницу Клару, от которых узнает о побеге Хулиана в Париж, и вероятной смерти. Густаво – состоятельный, помешанный на литературе коллекционер, ему не достаточно прочитать книгу, он хочет купить, присвоить ее себе. Однако даже за этим меркантильным отношением к книге, сосредоточением на ее визуально-материальном образе, а не на глубине помещенного в ней мира, скрывается настоящий книголюб, он не делает из книги мертвый экспонат, а допускает в библиотеку читателей, он помогает Даниэлю раскрыть тайну. Можно утверждать, что Густаво лечится от собирательства: вспоминает, почему он начал читать и собирать книги, осознает важность взаимодействия с книгой, а не просто ее присваивает.

Что касается Клары, то семантика понятности и чистоты, что несет испанское слово «claro» несовместима с сущностью героини. Ее слепота не делает ее просветленной, она намеренно не замечает любви Даниэля, на самом деле она не различает искренность и напускное. Одновременно чистота Клары тоже сомнительна, ее мнимая порядочность и невиновность развенчиваются, когда Даниэль узнает о ее интимной связи с Адрианом Нери, учителем музыки. «Тень ветра» Каракса для Клары является тоской по прошлому, по утраченному детству. Она узнала про Каракса от своего учителя Мсье Рокфора, который безрезультатно пытался вернуть книгу из забытья, борясь таким образом с неизвестностью его собственных произведений. «Красный дом» Каракса был первой книгой, которая тронула Клару, открыла ей волшебный мир чтения, заменила утраченное зрение оптическими ресурсами воображения, и поэтому она завидует юности и первым ощущениям от мира книги, которые переживает Даниэль.

Разочаровавшись в Кларе, Даниэль встречается с Фермин, нищим, бывшим агентом разведки, которого позже устраивает работником в магазине отца. Это человек-праздник, что тоже отражено в имени Сан Фермин – праздник в Памплоне, неделя фиесты, карнавала, веселья, пиршества. Это все атрибутика героя: у него тяга к лакомствам, переодеванию, шуткам. Однако одновременно в этот праздник включены энсьерро – гонки участников с разъяренными быками, что уже является серьезным элементом в водовороте карнавала. Для героя такими гонками является спор с инспектором Фумеро, который все время следует за Фермином, догоняет и наносит травмы, но герой не сдается, потому что для него жизнь – это борьба. Таким образом он искупает предательство, грех – он выдал имена своих коллег инспектору. «Тень ветра» для него это возможность избавиться от прошлого и начать новую счастливую жизнь, ведь его антагонист является одновременно и соперником Каракса. Поэтому расследуя дело писателя, он стремится преодолеть врага.

В ходе расследования Даниэль знакомится с Нурией, дочерью Исаака, сторожа Кладбища забытых книг. Исаак, библейский отец, теряет ребенка, всю жизнь был удален от дочери, только после ее смерти нашел ее в книгах Каракса, и в рукописи, что она оставила для Даниэля. При первой встрече с парнем Нурия подтвердила смерть Каракса, но впоследствии в прощальном письме все опровергла. Вся ее жизнь замкнута на писателе, она в него безумно влюблена, но для последнего существует только Пенелопа. Ее попытки сблизиться с ним – бесполезны. Она выходит замуж за Мигеля Молинеро, друга Хулиана, для того, чтобы быть ближе к нему. От Мигеля она и переняла любовь к Хулиану. Мигель как Сервантес, неисправимый борец с несправедливостью и невежеством, потратил на это все свое состояние. Когда Хулиан уезжает в Париж, Молинеро просит его писать книги, а не письма, потому что только через творчество возможно познание себя и другого. Он с детства чувствовал свою смерть, и все-таки пожертвовал своей жизнью ради друга, умер вместо Каракса. Хулиан продолжает существовать, но не видит в этом смысла, стремится уничтожить все, что создал. Однако Нурия уберегает книги Каракса от уничтожения, когда Каракс под маской-именем Лаин Кубера стремился сжечь их. Спасение книг выступает спасением Хулиана от самоуничтожения, Нурия стремится, чтобы он преодолел боль и простил себя.

Для самого Даниэля книга Каракса – это способность раскрыть нереализованный писательский талант. Он с детства стремился написать книгу про ручку умершего писателя, которая управляет рукой уже другого автора и таким образом дописывает последний неопубликованный роман мертвеца. Книга Каракса помогает ему реализовать этот замысел, мальчик становится автором новой книги. Кроме того «Тень ветра» помогает ему решить проблемы личного характера. Даниэль очень похож на Каракса внешне, даже представляется его сыном. Они оба сыновья владельцев магазинчиков, имеют верных друзей (Томас Агилар и Хосе Алда – сыновья влиятельных мужчин, которые недооценивают своих потомков). Они влюбляются в красивых сестер своих друзей (Пенелопу Алда и Беатрис Агилар), но строгие родители становятся преградой их любви. Параллельность историй любви Даниэля и Каракса помогает последнему предотвратить катастрофы: развертывание своей жизни Даниэль может предсказать благодаря сюжету книги и жизни Каракса. Впрочем Даниэль не просто повторяет историю автора «Тени ветра»: Каракс избегает решения проблемы, планирует уйти с любимой, и, так и не узнав почему она не пришла на вокзал, остается жить в Париже и писать книги. Пенелопа Алда не дождалась своего Одиссея, она умерла вместе с новорожденным ребенком. Даниэль понимает, что самореализация и поиск являются вечными историями без финальной точки, поэтому он сначала находит любимую, а уже вместе с этим и доводит расследование до конца. В доме Алда сходятся оба плана событийности: его любимая и Каракс находятся в этом месте. Кроме того здесь Хулиан ставит точку в «Тени ветра», в последний раз перевоплощается в Лаин Кубера и, расправляясь с Фумеро, кончает с прошлым, отпускает Пенелопу и прощает себе ее смерть. Он возрождается и вновь начинает писать под новым именем.

В романе представлен весь спектр занятий, связанных с книгами: нереализованные или просто неизвестные писатели, авторы статей, коллекционеры, переводчики, издатели, торговцы книгами, библиотекари, преподаватели литературы или книголюбы … Здесь даже обычный охранник выступает как вероятный писатель-сюрреалист. С такой компанией невольно чувствуешь себя прикасающемуся к чему-то тайному и сакральному, хочешь окунуться в мир книги и остаться там навсегда.



Также читайте