Большинство государств резко осудило действия КНДР

:  Корейский ядерный кризис, и какие конструктивные шаги надо предпринять, чтобы его решить. Все мы знаем, какие серьезные события происходят рядом с нами на Дальнем Востоке. Ситуация вокруг ядерного взрыва, вокруг корейской ядерной проблемы развивается в очень негативном ключе. Реакция международного сообщества на этот северокорейский шаг выглядит солидарно. Абсолютное большинство государств резко осудило действия КНДР- Принятие резолюции 1718 Совета Безопасности ООН является, на мой взгляд, очень своевременным. Она вводит жесткие санкции против КНДР, требует от нее скорейшего возвращения к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и к шестистороннему переговорному процессу.

СБ ООН потребовал от КНДР полностью закрыть военные ядерные программы и уничтожить все имеющееся ядерное оружие. Естественно, осуществление этих требований будет проводиться под строгим международным контролем. Должен сказать, что некоторые весьма эмоциональные головы в Совете Безопасности предлагали ввести всеобъемлющие санкции и даже применить военную силу. Этого удалось избежать, что является в данных условиях проявлением здравого смысла. Вполне логичный вопрос: где и как искать выход из очень непростой ситуации?

На мой взгляд, этот выход лежит в политико-дипломатической плоскости, а именно: в разблокировании шестистороннего мирного процесса. Естественно, что надо приступить к неукоснительному исполнению резолюции СБ ООН, принятой 14 октября 2006 г., и хорошим механизмом для этого являются шестисторонние переговоры.

Следующим шагом, на мой взгляд, могла бы стать постепенная реанимация договоренности (зафиксированной в совместном заявлении) шести государств от 19 сентября 2005 г. Несмотря на очевидный компромисс, недоговоренность, расплывчатость формулировок, данный документ на сегодня является в целом позитивной платформой для решения конкретных задач по ликвидации ядерного кризиса на Корейском полуострове.

Очень значима для нормализации обстановки позиция КНР. На мой взгляд, Китай на всех этапах корейского кризиса демонстрировал конструктивный подход и стремился к политическому разрешению проблем в рамках шестистороннего переговорного механизма. Северная Корея очень подвела своего главного союзника и спонсора, нанесла Китаю политический удар в спину. Я в течение многих лет наблюдал за китайско-северокорейскими отношениями и должен сказать, что впервые с 1967 г., когда в Китае шла «культурная революция» и КНДР, и Ким Ир Сен подвергались открытой и жесткой критике со стороны хунвэйбинов, Китай на официальном уровне дал столь эмоциональное определение действиям Северной Кореи.

Несмотря на такие серьезные проблемы в отношениях между КНДР и Китаем, у КНР есть, на мой взгляд, возможности для того, чтобы продолжить работу с Северной Кореей, с ее руководством с тем, чтобы попытаться еще раз убедить в необходимости действовать в рамках тех резолюций, которые приняты в ООН.

Как бы это не нравилось нашим американским партнерам, но нужно вести дело к налаживанию американо-северокорейского двустороннего диалога. Нужно попытаться посадить их за один стол и убедить американцев в том, что разговаривать с КНДР нужно серьезно и корректно. Пора прекратить жесткие антисеверокорейские выпады, в частности против руководства этой страны. Хотелось бы сегодня честно и откровенно сказать, что значительную долю ответственности
за кризис на Корейском полуострове несут США. Именно они, думаю, спровоцировали этот кризис. Я полностью разделяю точку зрения бывшего министра обороны США Уильяма Перри, что проведенные Пхеньяном испытания – это плохо продуманный результат американской политики в Корее, а точнее – это полный провал политики администрации Дж.

Буша в отношении Северной Кореи. Думается, что У. Перри прав и в том, что назвал недальновидным отказ администрации США от выполнения условий известного рамочного соглашения 1994 г. Думаю, что этот документ действительно уникален. Он открывал возможность для выруливания на безъядерный статус Корейского полуострова. Администрация США упустила этот шанс, причем сделала это, на мой взгляд, сознательно. Этот тезис я адресую уважаемым японским коллегам.

На мой взгляд, Япония проявляет поспешность в установлении очень жесткого режима санкций в отношении Северной Кореи. Уже готовится четвертая волна санкций против Пхеньяна. Не много ли это, как вы думаете? Важно совместно с другими участниками шестисторонних переговоров подумать, какие, кроме санкций, политико-дипломатические шаги можно предпринять, чтобы включить переговорный механизм. Думаю, что одними санкциями ядерная проблема и те проблемы, которые существуют в японско-североко- рейскиих отношениях, не решатся.

Более активную линию поведения в данных обстоятельствах хотелось бы видеть со стороны Сеула. Заметно, что Южная Корея не во всем согласна с американской политикой в отношении КНДР. Сеул даже пытается смягчить линию поведения США, однако в целом он придерживается линии США.

Думаю, что целесообразно на данном этапе задействовать межкорейские механизмы, которые могут дать дополнительные импульсы усилиям по выводу ситуации из нынешнего серьезного состояния. Обновление межкорейского политического диалога на высоком уровне сыграло бы положительную роль в движении к разрешению кризиса.

Сегодня нельзя допустить дальнейшего ужесточения антисеве- рокорейской линии, проводимой в рамках ООН. Думается, что резолюция 1695 Совета Безопасности ООН от 15 июля 2006 г., заявление СБ ООН от 3 октября 2006 г. – это достаточно понятный серьезный сигнал для КНДР. Позиция России в условиях нынешнего кризиса на Корейском полуострове, на мой взгляд, вполне понятна, прозрачна и направлена на политическое разрешение кризиса.

Россия решительно осудила проведение Северной Кореей ядерного испытания. Российская сторона была активным участником в выработке всех резолюций по северокорейскому кризису. Для российского государства северокорейский ядерный взрыв – опасный шаг, так как он произведен у наших границ.

Поэтому на всех уровнях было со всей решительностью заявлено о недопустимости подобных действий. Россия решительно против ядерного статуса северокорейского государства.
Ядерный взрыв, который осуществлен в Северной Корее, лишний раз доказывает, что международный режим ядерного нераспространения все глубже погружается в состояние кризиса, из которого выхода пока не видно.

Сегодня, как никогда ранее, требуются новые шаги по укреплению режима ДНЯО. Нужно отказаться от двойных, тройных стандартов в подходе к нарушителям режима ядерного нераспространения. Нельзя против одних нарушителей вводить санкции, а других просто журить за то, что они стали ядерными державами.

С учетом обостряющейся обстановки вокруг КНДР возрастает необходимость еще более тесного конструктивного сотрудничества в рамках шестистороннего переговорного механизма с тем, чтобы не допустить развития событий на полуострове по силовому сценарию, удержать конфликтующие стороны от новых резких движений. Несмотря на всю сложность обстановки на Корейском полуострове, шансы для политического выхода из этой острой ситуации сохраняются. И их, конечно, нельзя упустить.



  1. oksana :

    А мне кажется, что мировое сообщество слишком много уделяет внимание этой маленькой стране. А им это и на руку. Ну иначе, кто бы заинтересовался ими? А так, сейчас все про них говорят. Но с другой стороны, почему все должны лезть в дела другого государства и указывать им, что делать. Ну создали они ядерное оружие, ну и что? У многих стран оно есть, но никто не применяет и вряд ли это сделает.

Также читайте