Слово о знахарках

| 2 мин

:  Сумасшедшая или святая? «Она была иная, не принимала замкнутого, трудного, лицемерного общества, в котором жила. Она была странная: ни Маска (ведьма), ни сумасшедшая. Может быть, это была просто женщина вне времени, необузданная, непокорная». (Нуто Ревелли «Твердый орешек: женщина. История деревенской жизни», Турин, 1985.

Объективная оценка сложного мира, в котором действуют особенные личности, дает нам информацию об истоках формирования различных преданий о них. Самую обширную документацию мы находим на стыке магии, медицины, она восходит к устной народной традиции. Мир святых раскрывается ученому как лабиринт, в котором сосуществуют опыт, воля и терапевтические возможности, очень различные между собой. Этот удивительный мир, вопреки кажущейся иррациональности, обладает своей логикой. К примеру, во многих случаях «святая» глубоко знала древнюю фармакологию, умела собирать травы в самый подходящий период, чтобы не ослабить свойства растений.

Этот опыт сегодня хранится с большим вниманием. Раньше же считалось, что он подтверждает постоянную связь такой женщины с миром оккультизма и черной магии. Слепое уничтожение, производимое инквизицией, «еретиков», без сомнения сократило число методов лечения. Затерялись многие фундаментальные знания. В протоколах процессов над колдунами часто обнаруживаются интересные для терапевтов данные об употреблении трав и других даров природы.

Конечно же, среди различных видов деятельности знахарок мы обнаруживаем общую магическо- ритуальную суть. Необходимы строго определенная жестикуляция, в которой очевидно смешение .религиозных элементов (креста, молитвы) и черт практики магии (заимствованные обряды, формулы, использование инструментов, предметов и т. п.). Почти всегда деревенские знахарки не требуют награды, а принимают дары, которые иногда передаются местной церкви.

Кроме лечения некоторых болезней, 'знахарки умеют определять, есть ли дурной глаз, или обладают способностью «видеть» будущее...

С тех пор, когда магия, наука и религия были едиными, прошли годы опыта, возникновения и исчезновения, традиций и верований.

Что же происходит сейчас?

Говорят, что болезнь может проистекать из ворожбы, осуществленной с помощью сверхъестественных сил, а выздоровление, наоборот, от вмешательства святых, колдунов, магов, опознаваемых с помощью некоторых особых знаков...

Религия приписывает такое выздоровление святым чудотворцам, способным сотворить чудо для верующих. «Светским» способом выздоровления считается магическое вмешательство, и оно соприкасается с фетишизмом и суеверием.

Кстати, надо отметить, что люди относятся к «странным» особам - знахарям, магам, в особенности, к тем, у кого отмечаются психические нарушения, прямо или косвенно связанные со сверхъестественным, по-разному: агрессивно или с состраданием к ним.

Ярко выраженная форма отрицания со стороны общества - это изоляция больного, презрение, страх, так как фигура «иного»- это своего рода связующее звено между самоуверенностью смертных и присутствием сверхъестественного, против которого нельзя возразить.

В то же время душевнобольного («блаженного»- ред.) всегда считали ближе к божеству. Его состояние соответствовало видению окружающего мира: почти в магической связи с богом, которая осуществляется сверхъестественным неизвестным способом.

В большинстве случаев потеря разума (хотя концепция разума воспринимается в связи со смыслом, придаваемым ему определенным обществом, и, следовательно, она относительна) равнозначна потере гражданского состояния. Однако это наблюдается, когда «иной»- это тяжесть для общества, когда он не является создателем материальных благ, обладает особенными качествами, не свойственными среднему индивиду, оказывается вне рамок коллектива.

Интересно отметить, что «святая» становится таковой после случая в детском возрасте - видения или контакта с божеством. Новорожденные, появившиеся на свет «в рубашке», в особые дни года или семимесячные, имеют на темени метку, которая против их воли связывает их с измерением, находящимся между человеческим и сверхъестественным, тесно соприкасающимся с тайной.

Существуют также «предупредительные знаки», призванные показать, кем станет девочка, будущая колдунья. Носители «странностей» прежде могли их наследовать. Видимо и сейчас секрет тайно передается от матери к дочери. «Дар природы», которым наделен человек, способный исцелять, использовать нетрадиционные методы терапии, всегда считался явлением.

Постоянный адрес новости: https://www.uefima.ru/articles/slovo-o-znaxarkax.html
Опубликовано 2012-05-05.