В сентябре 1981 года победителем конкурса был объявлен Kawasaki КА-851, а проект Fuji FT-20 отклонили. Новый самолет также предназначался для отработки боевого применения, поэтому потребовалась отличная маневренность и высокая
: UEFIMA.RU: На исходе 1970-х годов японские Воздушные силы самообороны (JA5DF) сформулировали требования к новому учебному самолету повышенной подготовки летчиков, способному заменить к концу 1980-х годов Fuji Т1F (Т-1) и Lockheed Т-33.
Разработать самолет предложили компаниям «Fuji» и «Kawasaki». В сентябре 1981 года победителем конкурса был объявлен Kawasaki КА-851, а проект Fuji FT-20 отклонили.
Новый самолет также предназначался для отработки боевого применения, поэтому потребовалась отличная маневренность и высокая околозвуковая скорость полета.
Техническое задание предопределило и компоновку: моноплан традиционной схемы с высоким фонарем кабины, расположенной как можно ближе к носовой части фюзеляжа для лучшего обзора вперед и вниз.
Курсант и инструктор размещались в катапультных креслах UPCO (Stencel) SIIS-3. Профиль элеронов выбран сверхкритическим, передняя кромка крыла выполнена с уступом.
В дальнейшей разработке и постройке самолета приняли участие крупнейшие японские авиапроизводители.
Компания «Fuji» отвечала за крыло, хвостовую часть фюзеляжа и оперение, «Mitsubishi» - за центральную часть фюзеляжа и воздухозаборники, «Kawasaki» досталась носовая часть фюзеляжа. Силовая установка включала два бесфорсажных ТРДД IHI F3.
Корпорация «Shimadzu» наладила лицензионный выпуск индикаторов на фоне лобового стекла «Kaiser». А на «Kawasaki», как на главного подрядчика, легла ответственность за окончательную сборку и испытания.
Полномасштабное проектирование завершилось в конце 1983 года, и весной следующего года начали сборку шести прототипов ХТ-4 (два - нелетные, для испытаний на прочность).
Первый прототип поднялся в воздух 29 июля 1985 года. Через год испытывались все четыре летных прототипа.
Первый серийный самолет полетел в июне 1988 года, в сентябре начались поставки заказчику. Часть самолетов отправили в строевые эскадрильи для использования в качестве тренировочных и связных для перелетов между авиабазами.
Но большинство Т-4 поступили на вооружение 1-го авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Хамамацу. С 1994 года Т-4 используются национальной пилотажной группой Японии «Blue Impulse».
Всего построено 208 самолетов. Серийный выпуск завершен в 2003 году. Самолет может нести на трех пилонах и авиационные средства поражения. Это позволяет использовать Т-4 как легкий штурмовик.
«Kawasaki» также предлагала выпускать оптимизированный вариант для обучения летчиков боевому применению, но такой самолет не был построен.
Опубликовано 2012-09-02.