Britten—Norman Islander

:  В 1955 году два выпускника технической школы «de Havilland», Джон Бриттен и Дезмонд Норман, организовали компанию, занимавшуюся разработкой оборудования для опыления посевов и эксплуатации сельскохозяйственных самолетов по всему миру. В зону их интересов попала небольшая чартерная компания «Cameroon Air Transport», использовавшая самолеты Piper Apache и Aztec на регулярной линии между Тико и Доуала. Машины Piper не полностью соответствовали своей работе, и, как показали исследования, не существовало самолета, подходящего для малых чартерных авиакомпаний.

Поэтому Бриттен и Норман решили разработать свою собственную машину, способную занять эту пустующую нишу на рынке. Требовалось создать простой и прочный двухдвигательный самолет, способный перевозить не менее шести пассажиров, хорошо приспособленный для полетов с полевых аэродромов, с умеренными потребностями в обслуживании и экономичный в эксплуатации – короче, современную замену для довоенного биплана de Havilland Rapide.

Разработка самолета Britten-Norman BN-2 началась в 1963 году. В окончательном варианте проекта был представлен угловатый высокоплан с трехстоечным неубирающимся шасси, в кабине которого могли разместиться 10 человек (включая пилота) на пяти рядах кресел без центрального прохода, что потребовало организации трех входных дверей. Силовая установка состояла из пары поршневых оппозитных двигателей Rolls-Royce Continental Ю-360-В мощностью по 210 л. с. (157 кВт).

Постройка прототипа BN-2 началась на аэродроме Бем-бридж, остров Уайт, в сентябре 1964 года. Прототип G-ATCT, пилотируемый Д. Норманом, совершил первый 70-минутный полет 13 июня 1965 года.

Несколько дней спустя он перелетел через Ла-Манш, чтобы дебютировать на Парижском авиасалоне. Первые испытания выявили ряд недостатков BN-2, в том числе слишком низкую скороподъемность при отказе одного двигателя. Поэтому размах крыла машины увеличили с 13,7 м до 14,9 м и установили более мощные 260-сильные (194 кВт) двигатели Lycoming 0-540-Е. В таком виде самолет снова поднялся в воздух 17 декабря 1965 года.

Серийное производство

Прототип серийной машины, G-ATWU, совершил первый полет 20 августа 1966 года, когда для самолета уже выбрали имя Islander. Первый серийный самолет был “облетан” 24 апреля 1967 года, а британский сертификат летной годности был получен 18 августа 1967 года. Немедленно начались поставки первым британским покупателям – компаниям «Glos-Air» и «Loganair». Американский сертификат был получен 19 декабря 1967 года, к тому времени «Britten-Norman» уже начала поставки самолетов своему представителю в США – фирме «Jonas Aircraft of New York», которая сначала заказала 30 самолетов, а в 1968 году – половину всего годового выпуска «Britten-Norman».

В 1968 году в рамках сделки по продаже реактивных лайнеров ВАС One-Eleven румынской авиакомпании TAROM было заключено офсетное соглашение с бухарестским предприятием «Intreprinderea de Reparat Material Aeronautic» (IRMA) о постройке первой партии из 215 планеров.

Из Бухареста самолеты перелетали на остров Уайт, где на них устанавливалось бортовое оборудование и производилась покраска перед поставкой покупателям. Первый Islander румынской постройки, собранный из узлов, поставленных «Britten-Norman», поднялся в воздух 4 сентября 1969 года и в конце того же месяца прибыл в Великобританию.

Появившийся в июне 1969 года базовый серийный вариант BN-2A был похож на BN-2, но его максимальная взлетная масса была увеличена с 2585 кг до 2720 кг. Продвигавшийся на рынке под маркой Islander II, самолет отличался доработанным интерьером, модернизированной конструкцией гондол двигателей и стоек шасси, а также увеличенным хвостовым багажным отсеком со сдвижной дверью.

Военный вариант

На Парижском авиасалоне 1971 года «Britten-Norman» представила военный вариант Islander, названный Defender, который имел четыре узла под крылом для установки вооружения соответствующего стандартам НАТО, включая контейнеры 7,62-мм пулеметами, держатели для 113-кг или 226-кг бомб, блоков НАР, управляемых ракет или 227-литровых ПТБ. Предусматривалась возможность оснащения самолета электронным и медицинским оборудованием.

Вариант Maritime Defender оснащался поисковой РЛС, установленной в носовой части, и был предназначен для патрулирования прибрежных вод, рыболовного патрулирования, защиты нефтяных платформ и поисково-спасательных задач. В число операторов Defender входили вооруженные силы Абу-Даби, Анголы, Бельгии, Белиза, Ботсваны, Ганы, Гвианы, Гаити, Зимбабве, Иордании, Мадагаскара, Мавритании, Омана, Пакистана, Панамы, Перу, Сейшел, Суринама, Таиланда, Ямайки и, конечно, Великобритании.

Несмотря на успех Islander, месячный выпуск которого к концу 1971 года достиг 12 машин, «Britten-Norman» в то время испытывала финансовые трудности и была переведена под конкурсное управление. В августе 1972 года контроль над компанией получила бельгийская «Fairey Group», которая организовала новую сборочную линию на своем предприятии в Госселье, постепенно переведя туда выпуск Islander и Trislander для Британии. В сентябре 1974 года Islander побил британский рекорд продаж для многодвигательных коммерческих самолетов – 548 машин – ранее принадлежавший de Havilland Dove. К этому времени было заключено лицензионное соглашение с «Philippine Aerospace Development Corporation» (PADC) из Манилы, так что Islander теперь выпускались в Бельгии, Румынии и на Филиппинах.

Разработка новых вариантов продолжалась в Бембридже, хотя к февралю 1976 года оба основателя покинули компанию, открыв новую фирму. А 6 апреля 1977 года совершил первый полет прототип Turbo Islander. Самолет был оснащен парой 600-сильных (498 кВт) ТВД Lycoming LTP101, значительно улучшивших летные характеристики. Но сомнения в надежности двигателей и необходимость внесения значительных изменений в конструкцию крыла привели к тому, что разработку машины приостановили на этапе испытаний.

Покупка швейцарцами

В конце 1977 года финансовые проблемы «Fairey Group» привели к очередному кризису, поставившему под сомнение будущее «Fairey-Britten-Norman». Но в июле 1978 года было заключено соглашение о продаже компании швейцарской фирме «Pilatus» с переименованием в «Pilatus Britten-Norman Ltd».

После прихода нового руководства было возобновлено производство в Бембридже, и составлен всеобъемлющий план по модернизации самолета. Появился вариант BN-2B с двигателями мощностью 260 или 300 л. с. (194 или 224 кВт), увеличенной до 2993 кг максимальной взлетной массой, новой кабиной экипажа, доработанным интерьером пассажирской кабины с улучшенной вентиляцией и винтами меньшего диаметра для снижения шума. «Pilatus Britten-Norman» отпраздновала поставку 1000-го самолета BN-2 в апреле 1982 года, когда BN-2B Islander был передан правительству Кипра. BN-2B остается основным серийным вариантом самолета Islander и, как и варианты Defender, продолжает выпускаться в Бембридже.

Специальные задания

«Pilatus» также начала разработку нового турбовинтового варианта Islander, оснащенного ТВД Allison 250-В 17С мощностью 400 э. л. с. (298 кВт). Прототип BN-2T Turbine Islander совершил первый полет в Бембридже 2 августа 1980 года. Английский сертификат был получен в конце мая 1981 года, а американский – 15 июля 1982 года. Максимальная скорость Turbine Islander составляет 315 км/ч на высоте 3050 м, а дальность полета со стандартным резервом – 1349 км. Первый серийный самолет был поставлен в декабре 1981 года; к концу 1990 года эксплуатировалось свыше 30 машин, включая Turbine Defender в вариантах для патрулирования, поисково-спасательных операций, эвакуации раненых, сброса парашютистов, противолодочных задач и ведения электронной разведки. В число поставленных BN-2T входят и два самолета для голландской полиции, оснащенных специальным оборудованием связи, метео-РЛС и открываемой в полете задней дверью кабины, за которой смонтированы камеры и инфракрасные датчики.

Несмотря на ряд финансовых проблем на начальном этапе, Islander остается коммерчески успешным продуктом. Более 1250 самолетов Islander всех вариантов используются 300 операторами в 125 странах мира. Среди последних покупателей стоит отметить полицию Ирландии и малазийскую компанию «Sabah Air».

comments powered by HyperComments

Также читайте