В мусульманском мире так называют сторонников одного из религиозных учений

:  Многие наверно разочаруются, так как в образе ваххабита привыкли видеть «злобного бородатого мужчину с АК и кинжалом в зубах», но это не так. В мусульманском мире так называют сторонников одного из религиозных учений, возникшего в Аравии в середине XVIII века. Это название происходит от имени основателя учения Мухаммада Абд аль-Ваххаба. Он родился в 1703 году в арабском городе Удайне в семье городского судьи – кади, который дал сыну прекрасное образование. Ваххаб много путешествовал, подолгу жил и учился в основных центрах исламской культуры: Мекке и Медине. Он объехал почти весь мусульманский мир, побывал даже в Самарканде. Во время скитаний Ваххаб и пришел к идее создания собственного учения. В его основе лежал ат-таухид – положение Корана о том, что Аллах является единственным богом и только он может быть предметом поклонения людей. Это учение зародилось не случайно. По мере распространения ислама в различных странах появлялись местные святые. Особой популярностью они пользовались в крупных городах, им поклонялись и нередко почитали как богов.

В исламе никогда не было единого центра, где бы вырабатывался общеобязательный религиозный канон, не существовало и понятия канонизации, которое неизбежно определяло культ одного бога (святого). Поклонение тому или иному святому возникало стихийно. С точки зрения ортодоксальных богословов, к числу которых принадлежал и Ваххаб, это являлось отступлением от предписаний Корана.

Ваххаб считал, что необходимо упорядочить культ святых – бида – и, может быть, даже отказаться от почитания местных святых, заменив их Аллахом. В сущности, он не предлагал ничего нового: еще за несколько веков до него с аналогичными призывами выступали арабские богословы Ибн Таймии и аль-Кайим.

Но призывы Ваххаба прозвучали в то время, когда уже начался процесс развала единого арабского государства. Тогда возникла необходимость появления объединяющего всех арабов религиозного течения. Вот почему уже в сороковые годы XVIII века учение Ваххаба становится знаменем объединения на всем Аравийском полуострове.

Несколько десятилетий спустя там было основано государство сауддидов, ставшее предшественником современной Саудовской Аравии. Новое учение получило имя его создателя и стало официальной идеологией нового государства.

К началу XIX века ваххабизм распространился и в других странах исламского мира, прежде всего там, где исламистам приходилось конкурировать с другими религиями, – в Индии, Индонезии, на севере Африки. Нередко выступления ваххабитов приобретали экстремистский характер. Они действовали в соответствии с установлениями Корана, который предписывал убивать всех вероотступников.

С течением времени за ваххабитами закрепилась репутация ортодоксальных мусульман-экстремистов. Они и в наши дни проповедуют религиозный фанатизм и во многихстранах выступают с идеей джихада – священной войны, направленной против многобожников и всех отступивших от принципов ислама.

Ваххабиты в основном проживают в Саудовской Аравии, но последователей данного учения можно встретить в Арабских Эмиратах, а также в ряде азиатских и африканских стран. Их поведение сродни образу жизни английских пуритан, которые жили в XVII – начале XVIII века и также отличались крайним религиозным фанатизмом.

Время показало несостоятельность чрезмерного религиозного рвения. Однако современные политики пользуются верой людей для того, чтобы добиваться своих целей.

comments powered by HyperComments

Также читайте