Что такое ревность и ее роль в жизни общества

| 6 мин

:  Драматургия любви неизбежно включает в себя соперничество, страдания из-за невозможности полного слияния с возлюбленным, неуверенность в его чувстве. Все это может рождать тяжелое чувство — ревность. Иногда оно захватывает человека целиком, лишает его самоконтроля. Доведенное до крайности, это состояние становится опасной болезнью. Конечно, секрет ревности в любви: ошеломительном, всеохватном чувстве. И в этом же — ее проблемы. Любовь — процесс напряженного внутреннего поиска максимально положительного «Я», ревность формирует негативное демовосприятие. Ревнивец загнан в угол. Ему предстоит выбор между двумя смертельными вариантами: он не может жить без любимого существа и одновременно не может жить с ним — с таким, каков он есть. Дикий, яростный выбор между «нет» и «нет». Физиологический механизм ревности — реакция возбуждения на «дефицит», активизация всего организма не при появлении жизненно важного стимула, как это бывает при влюбленности, а, наоборот, при его исчезновении. Ужас предстоящей потери жизненно важного объекта. Согласно некоторым исследованиям, не менее 54% людей в возрасте от 21 до 64 лет называют себя ревнивыми. Предполагается, что тенденции к ревности могут проявлять около 75% людей. Многие, но все-таки не все. У ревности много лиц. Она может затаиться, как хищник, быть невидимой, но готовой к роковому прыжку в любой момент. Может напоминать вязкое, топкое болото, из которого трудно выбраться, которое затягивает целиком и не дает ни жить, ни работать. Опутанный тиной грусти, самоуничижения, ревнивец погружается в ощущение бесполезности и бессмысленности жизни. Исследование в США позволило выделить несколько типов ревности. Особенно опасна тяжелая ревность — взрывная, непредсказуемая, разрушительная. Человек перестает контролировать себя, действует согласно импульсу и может прийти к идее мести. Но существует другая ревность — «мягкая», умеренная. Человек контролирует себя, не впадает в агрессию. Такая ревность вызывает болезненные переживания, но способна вызвать эстетические эмоции, романтически возвысить человека. Он грустит от того, что обделен вниманием партнера, но эти переживания вдохновляют его на прекрасные поступки, он готов на подвиги, чтобы доказать свою любовь. Есть и другие варианты. Некоторые пары кажутся неуязвимыми. Они избегают сцен ревности, руководствуясь житейской мудростью: все мужчины ходят на сторону, все женщины непостоянны — так стоит ли бороться с неизбежным?

Супруги как будто готовы принимать ситуацию такой, какая она есть. Но зачастую это лишь внешняя сторона отношений, а что творится внутри семьи, знает лишь психолог, к которому им приходится обращаться. Такая ревность почти никогда не перерастает в открытую войну, но прорывается в упреках. Это — ревность слабых: не агрессия, а обида, боль из-за несправедливости. В таких случаях традиционная мораль предписывает поведение жертвы женщинам. Но муж-подкаблучник ведет себя вполне сходным образом. Ревность и в самом деле бывает и «внешней», и «внутренней». Ревность, как правило, бывает направлена не только вовне, но и внутрь — против самого себя. Ревнующий человек чувствует себя брошенным, отвергнутым, раздавленным, ему кажется, что весь мир против него. Его логика самоуничижительна: меня больше не любят потому, что я непривлекательный, глупый, бездарный, не интересен как сексуальный партнер. У него опускаются руки, и вместо того, чтобы сражаться за любовь, он отказывается от нее. Получается, что и любовь, и ревность жестко связаны с самооценкой любящего. Действительно, люди с низкой самооценкой склонны винить себя в потере любимого. Им кажется, что они как-то не так одеты, или не умеют вести беседу, или не очень остроумны и, уж конечно, недостаточно красивы для своих партнеров. Они стараются подладиться, учесть все замечания, выполнить все прихоти любимого, чтобы заслужить его искреннее чувство. Но у любви свои законы. Вообще то, как мы любим, выдает наши комплексы. Психика людей, готовых без всяких оснований ревновать партнера что называется «к фонарному столбу», отягощена проблемами. Как правило, неистовые ревнивцы относятся к миру враждебно, с недоверием. Их амбиции высоки, а жажда любви и признания непомерны. Любимого они воспринимают исключением из общего круга несправедливых и злых людей и ждут от него компенсации. Соответствовать таким требованиям очень трудно, почти невозможно, а любое отступление от них вызывает приступы ревности и упреки в непонимании. Такие ревнивцы реально опасны. Когда в Китае в середине шестидесятых разрешили развод; 50 тысяч женщин были убиты собственными мужьями в течение первого года.

Ревность как форма власти

Классические примеры неистовых ревнивцев — Рогожин у Достоевского, Коллекционер у Фаулза, шекспировский Отелло. Задушить прекрасную женщину, как бабочку, умертвить, зафиксировать, не дать ей возможности вести себя произвольно. Люди этого душевного типа признают только отношения подчинения. Себе они отводят главенствующую роль и страдают, если жертва выходит из-под их контроля, видят угрозу своей власти в любом независимом от них поступке и решении. Происходит это прежде всего потому, что ревнивцы и сами несвободны. Они привыкли паразитировать на внимании и добром отношении близких. Но стоит жертве заболеть или попасть в беду, лишившись возможности произвольно действовать, — и ревнивец испытывает к ней особую жалость и умиление. Он надевает на себя белые одежды ангела-покровителя, всем своим поведением демонстрируя, что он — единственное светлое пятно и заветное пристанище для возлюбленной. Это сбивает жертву с толку: «Он так за мной ухаживает — значит, любит». А ревнивец просто боится потерять человека, без которого ему будет трудно реализовать свои деспотические мотивы. Охотников жить в страхе и унижении немного.

Такие ущербные садо-мазохистские союзы образуют обычно психически сильные личности и люди слабые, зависимые, которым непонятно, что такое ревность, но хорошо известен страх.

Бывает и так, что два ревнивца терзают друг друга: их объединяют одни и те же страхи и подозрительность по отношению друг к другу. Этакий клуб самоистязателей. Ясно, что люди с более сильным характером ярче выражают себя. Поэтому и традиционная культура предписывает деспотичное поведение мужчине. Правда, теперь, когда отношения между полами переворачиваются, деспотами-ревнивцами бывают и женщины. Но это случается редко, гораздо чаще мужчины и женщины придерживается традиционного распределения ролей в любовных парах. Они по-разному понимают и брак, и свободу, и собственное достоинство, связанное с ними. И по-разному ревнуют. Большинство женщин стремится к замужеству — в традиционной культуре оно обеспечивает им максимум личного счастья. Большинство мужчин предпочитает жить в условиях свободы, которую они понимают или как безбрачие, или как полигамию, что, по сути, одно и то же. Измена супруга для женщины чревата одиночеством, презрением окружающих, репутацией «брошенной». Она переживается как обида, боль, ощущение несправедливости своей участи и невозможности изменить обстоятельства. Женская ревность — это страх социального отторжения. Для мужчины измена прежде всего — удар по сексуальной самооценке. Первая гипотеза мужчины, когда он узнает о сопернике: я сплоховал в постели. Женщина обычно считает, что соперница позарилась на положение, должность или богатство ее возлюбленного.

Анекдот против морали

По отношению к реальным изменам в обществе существует двойная мерка. Традиционная мораль считает прелюбодеяние грехом. Анекдоты, в отличие от морали, — это искусство невозможного. Их цель — смягчить или снять жесткую конфликтность и незыблемость принципов морали, зафиксировать лояльность по отношению к изменам. Причем в анекдотах в качестве инициатора измены чаще выступает женщина. Вспомните: муж возвращается из командировки, а там... Это типичный зачин и русских, и американских анекдотов. В анекдоте фиксируется недоверие между полами, к которому предлагается относиться весело. При разрешении реальных конфликтов тот, кому изменяют, в своих переживаниях опирается на традиционную мораль, а тот, кто изменяет, призывает относиться к своей измене полегче, в духе анекдотов. Мораль и анекдот задают верхние и нижние границы дозволенного. Но истина, как всегда, где- то посередине. Люди более удовлетворены отношениями, если они знают, что идет честная игра. А она предполагает, что оба партнера имеют одинаковые шансы на выигрыш. То есть если соблюдается правило равных возможностей. Проблема в том, что мужчины и женщины склонны толковать правила игры в свою пользу.

Рабы любви

Любовь — всегда драма. При неблагоприятных обстоятельствах, в том числе при беспечности самих влюбленных, их готовности бросать в топку любви все на свете, она может перерасти в трагедию с роковым финалом. А при чрезмерном старании соответствовать идеалу любовь нередко превращается в фарс, пародию на образцовую супружескую пару — в приторную парочку. Вообще, люди склонны преувеличивать роль любви. Конечно, она способна быть живительным источником. Но ненормально, когда одна страсть овладевает всеми помыслами человека, заставляет его забыть о других важных вещах, даже о близких людях. Ревность — крайность любви: самая захватывающая, но и самая опасная. Это верный способ пустить отношения под откос, навстречу трагическому финалу. Противоположная крайность — самодовольство и самоуспокоенность. Она не менее бесперспективна, потому что скука убивает любовь. По сути, и счастливые в «этикеточном» смысле пары, и ошалелые от бурных страстей любовники, живущие в невротическом страхе, что их роман закончится, — жертвы любви. Они используют ограниченный репертуар сюжетных вариаций. Так же жестко запрограммированы и те, кто постоянно провоцирует ревность, чтобы «встряхивать» отношения.

Как же избежать крайностей — мучительной ревности и скуки? Как сохранить любовь? Весь фокус в том, чтобы развивать отношения. От самого любящего зависит, чем станет для него любовь: источником прекрасных перемен, расцвета и гармонизации — или поводом для агрессии, тоски и краха. Стихии и дикие страсти разрушительны, они должны быть обузданы. Чтобы жить в любви, нужно не умиляться по поводу собственной способности к красивым чувствам, а учиться «конвертировать» эмоции в мотивы для саморазвития. Прогресс человечества и в этом тоже, а не только в технических достижениях.

Постоянный адрес новости: https://www.uefima.ru/obshhestvo/revnost-kak-problema-obshhestva.html
Опубликовано 2018-05-27.