Эпидемии чумы вызвали генетическое сближение цыган и румын

:  Международная исследовательская группа, включающая ученых из Испании, Румынии, Нидерландов и Индии, получила интересные результаты, касающиеся эволюции иммунной системы человека. «Материалом» для исследования послужили жители Румынии, в частности, цыгане, составляющие 2.5% населения страны. Как оказалось, отвечающие за иммунитет гены цыган и коренных европейцев претерпели конвергентную эволюцию и в итоге стали гораздо ближе друг к другу. Народы северо-западной Индии, считающейся родиной цыганского этноса, по молекулярным признакам отстоят от цыган дальше, чем неродственные им, но много веков жившие с ними бок о бок румыны.

В статье, опубликованной 3 февраля 2014 г. в журнале PNAS, ученые показали, что важнейшую роль в этом эволюционном сближении сыграли гибельные пандемии чумы, подобно поразившей Европу в 14 веке «черной смерти», и, возможно, других заболеваний. Дело в том, что структурное сходство обнаружилось именно в тех генах цыган и румын, которые отвечают за иммунную реакцию на заражение чумной палочкой, бактерией Yersinia pestis.

Сближение признаков у неродственных человеческих популяций, длительно проживающих на общей территории, в одинаковых условиях среды, давно известно антропологам. Таким путем, например, возникают адаптивные фенотипы человека - тропический, высокогорный и другие.

Однако, как показывает проведенное исследование, конвергенцию вызывают не только общие климатические условия, но и подверженность одним и тем же болезням - причем сходство возникает не во внешнем облике, но на уровне тонкой генетической структуры.

Постоянный адрес новости: https://www.uefima.ru/nauka/epidemiya-chumy.html