В России синтезированы фрагменты ДНК, способные проникать в опухолевые клетки для лечения рака.

:  Ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения Российской академии наук (ИХБФМ) синтезировали модифицированный фрагмент ДНК (олигонуклеотид), который может проникать в раковые клетки и нарушать систему репарации злокачественных клеток. Елена Дмитриенко, директор Института биомедицинской химии, рассказала агентству ТАСС. Терапевтические нуклеиновые кислоты - это олигонуклеотиды, которые эффективно проникают в клетки, не требуя дополнительных транспортеров.

Мы показали, что нуклеиновые кислоты могут взаимодействовать с белками восстановления раковых клеток и ингибировать их. Когда клетка становится раковой, ее система восстановления устраняет повреждения и становится нашим врагом. Мы пытаемся убить ее, но система репарации восстанавливает ее вновь. Олигонуклеотиды ингибируют восстановительные белки в клетке и подавляют систему восстановления", - объясняет Елена Дмитриенко. Результаты исследования были опубликованы в журнале Pharmaceutics.

По словам доктора Дмитриенко, полученная терапевтическая нуклеиновая кислота попадает в кровь и связывается с белком крови - сывороточным альбумином человека, который выполняет функцию транспортировки жирных кислот. Моделирование показало, что альбумин не препятствует проникновению в клетки. Олигонуклеотиды, достигшие своей цели, покидают комплекс с альбумином и взаимодействуют с белками репарации раковых клеток, подавляя систему репарации мутаций. Дмитриенко добавила, что полученные олигонуклеотиды могут быть использованы для повышения эффективности стандартных методов лечения опухолей или в качестве самостоятельных агентов.

В мире одобрено 18 препаратов на основе антисмысловых олигонуклеотидов (антисмысловые препараты). Однако они высокотоксичны, а сами олигонуклеотиды не могут проникать в клетки, поэтому используются специальные токсичные средства доставки. Во-вторых, для достижения терапевтического эффекта требуется большое количество олигонуклеотидов, а антисмысловые препараты очень дороги.

Модифицированные олигонуклеотиды, полученные в ИХБФМ СО РАН, не токсичны в терапевтических дозах. На основе наших олигонуклеотидов можно создавать антисмысловые терапевтические препараты. Нуклеиновая кислота направляется к определенному гену, связывается с ним и блокирует синтез белка. Нуклеиновые кислоты связываются с определенными генами и блокируют синтез белка. Кроме того, к ним могут быть добавлены препараты, которые расщепляют последовательность генов и еще больше подавляют синтез белка.

Полученные учеными результаты имеют большой потенциал для применения в лечении раковых заболеваний. Это универсальный инструмент, который может быть доработан для решения конкретных задач.

Постоянный адрес новости: https://www.uefima.ru/nauka/uchenye-sintezirovali-fragmenty-dnk.html