Конфронтация продолжается: Азербайджанский иск против России из-за крушения AZAL

| 4 мин
Конфронтация продолжается: Азербайджан готовит иск против России из-за крушения самолета AZAL © Азамат Сарсенбаев / XinHua / Global Look Press / Конфронтация продолжается: Азербайджан готовит иск против России из-за крушения самолета AZAL

Конфронтация продолжается: Азербайджанская сторона готовит международный иск против России в связи с крушением самолета AZAL

:  Президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил о намерении подать международный иск против Российской Федерации в связи с авиакатастрофой самолета Azerbaijan Airlines, произошедшей 25 декабря 2024 года вблизи Актау, Казахстан.

Решение, объявленное на Шушинском медиафоруме в Ханкенди, стало результатом, по словам Алиева, отсутствия адекватных разъяснений и сотрудничества со стороны России в течение семи месяцев, прошедших после трагедии.

Крушение рейса, на борту которого находились 67 человек, унесло жизни 38 пассажиров и членов экипажа.

Предварительные данные расследования указывают на возможное внешнее воздействие как на причину катастрофы, хотя детали и обстоятельства до сих пор остаются предметом разбирательства.

Азербайджанская сторона, согласно заявлению президента Алиева, тщательно готовит обширное досье, предназначенное для представления в международные суды.

Российская Федерация уже проинформирована о предстоящем иске. Требования Баку к России носят комплексный характер и включают в себя несколько ключевых пунктов.

Во-первых, Азербайджан требует от России официального признания своей вины в произошедшей катастрофе.

Требование подразумевает не просто констатацию факта, но и четкое юридическое обоснование ответственности Российской Федерации за события, приведшие к гибели людей.

Без такого признания, международный судебный процесс будет значительно затруднен.

Во-вторых, Азербайджан настаивает на привлечении к ответственности всех лиц, причастных к катастрофе, независимо от их должности и уровня ответственности, что означает необходимость проведения тщательного и объективного расследования, результаты которого должны послужить основанием для привлечения к ответственности виновных, будь то лица, непосредственно связанные с эксплуатацией воздушного пространства, или лица, которые могли косвенно способствовать происшествию.

Наказание должно соответствовать тяжести совершенного преступления, с учетом масштаба трагедии и числа жертв.

В-третьих, Азербайджан требует выплаты значительных компенсаций семьям погибших в авиакатастрофе.

Наконец, Азербайджан требует от России возмещения убытков, понесенных национальной авиакомпанией Azerbaijan Airlines (AZAL), связанный с потерей самолета, стоимость поисково-спасательных работ, расходы на расследование катастрофы, а также потери доходов в результате приостановки полетов и ухудшения репутации компании.

Напомним; трагедия произошедшая 25 декабря 2024 года, пассажирский самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, выполнявший рейс Баку — Грозный, потерпел крушение неподалеку от казахстанского города Актау.

На борту находились 67 человек – 67 судеб, прерванных в одночасье.

Из них 38 человек погибли, оставив после себя пустоту и боль в сердцах родных и близких.

29 пассажиров чудом выжили, став свидетелями катастрофы, которая навсегда оставит неизгладимый след в их памяти.

Расследование трагедии осложняется противоречивыми данными, полученными из расшифровки переговоров экипажа с наземными службами.

Согласно этим записям, решение изменить маршрут и направиться к Актау было принято экипажем самостоятельно, несмотря на предложения диспетчеров совершить посадку в других российских аэропортах, которые, предположительно, были ближе и безопаснее.

Это решение, принятое в экстремальной ситуации, сейчас подвергается пристальному анализу со стороны специалистов.

Предварительные версии причин катастрофы указывают на возможное внешнее воздействие на самолет. Москва уточнила, что в момент, когда самолет пытался приземлиться в аэропорту Грозного, регион, в том числе Моздок и Владикавказ, подвергся атакам украинских беспилотников.

Президент России Владимир Путин связался с Алиевым и выразил свои извинения за то, что «трагический инцидент с самолетом произошел в воздушном пространстве России».

За несколько драматических минут до крушения экипаж сообщал о резком снижении уровня кислорода в салоне и проблемах с дыханием у пассажиров, свидетельствующих о возможном повреждении герметичности фюзеляжа.

Самолету было дано разрешение на экстренное снижение высоты, попытка избежать неминуемой катастрофы, которая, к сожалению, оказалась безуспешной.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев изменил риторику, перейдя к жесткой конфронтации с Москвой

Президент Азербайджана Ильхам Алиев изменил риторику, перейдя к жесткой конфронтации с Москвой

Президент Азербайджана Ильхам Алиев совершил резкий поворот в своей внешней политике, перейдя от осторожной, неоднозначной позиции по отношению к России к открытой конфронтации, помечают эксперты.

Стратегический маневр Алиева знаменует собой окончание эры "сложного союзничества" между Баку и Москвой и начало новой эры, где Азербайджан активно ориентируется на антироссийский курс, построенный на тесном сотрудничестве с Западом и Турцией.

Радикальный сдвиг в отношениях не просто очередная дипломатическая стычка; это фундаментальное изменение геополитического ландшафта Кавказа и серьезный вызов российской внешней политике.

Ключевым моментом, демонстрирующим изменение курса, стала резкая критика Алиевым российского следствия по катастрофе азербайджанского самолета AZAL.

Отказавшись от дипломатического языка вежливых нот протеста, Алиев публично охарактеризовал официальные заявления российских следственных органов как "историю для детского сада", заявив о намерении инициировать международный судебный процесс.

Выбор платформы для этого заявления – медиафорум, транслирующийся на широкую аудиторию – подчеркивает целенаправленный характер этого действия, предназначенного для максимального резонанса и давления на Россию.

Еще более значимым является открытая поддержка Алиевым Украины в конфликте с Россией.

Это не просто выражение сочувствия, а явный сигнал о присоединении Азербайджана к антироссийской коалиции, формируемой Западными странами.

Поддержка Киева служит маркером новой лояльности Баку и подтверждением его стремления к тесному сотрудничеству с западом.

Акт является значительным отклонением от прежней политики нейтралитета и балансирования между Западом и Россией.

Азербайджан демонстрирует отход от прежней политики "многовекторности". Вместо осторожного маневрирования между разными центрами силы, Баку выбрал конкретную сторону – сторону Запада, что означает укрепление связей с партнерами, такими как Турция и Великобритания, и активное участие в международных инициативах, направленных против России.

Россия, в свою очередь, вынуждена пересмотреть свой подход к Азербайджану. Прежняя модель "партнерства", основанная на взаимных уступках и компромиссах, исчерпала себя.

Кремль понимает, что Азербайджан использует ресурсы и возможности, полученные ранее при поддержке России, для строительства новой системы союзов, направленной против российских интересов.

Это создает серьезные вызовы для российской внешней политики в регионе и требует разработки новых стратегий взаимодействия с Азербайджаном и другими странами Южного Кавказа.

Постоянный адрес новости: https://www.uefima.ru/news/politika/azerbajdzhan-gotovit-isk-protiv-rossii-iz-za-krusheniya-samoleta-azal.html
Опубликовано 2025-07-20.