«Мягкое» влияние и «жесткая» сила

| 1 мин

:  Американский ученый Роберт Даль предложил концептуализировать силу и влияние не в качестве свойств, присущих каждому индивидуальному субъекту и основанных на объеме ресурсов, находящихся в распоряжении этого субъекта, а как способность субъекта А добиться от субъекта Б действий, которые он не совершил бы без воздействия со стороны А. Сила, таким образом, рассматривается как свойство отношения между субъектами, а не каждого из субъектов в отдельности. Иными словами, сила государства зависит не от того, чем оно обладает, а от того, какие действия оно может заставить совершить другие государства. Следующий шаг в разработке данного понятия «относительной силы» сделал Джозеф Най, предложивший понимать под силой государства его способность достигать желаемых результатов и при необходимости изменять поведение других государств, чтобы сделать желаемый результат возможным.

Самым важным для целей настоящей работы теоретическим нововведением Дж. Ная стал выдвинутый им в 1990 году термин «мягкое» влияние (soft power). Най противопоставил «мягкое» влияние традиционной, или «жесткой» силе (hard power). Если «жесткая» сила находит свое воплощение в принуждении («кнут») или подкупе (пряник»), посредством которых субъект А добивается нужного ему поведения субъекта Б, то «мягкое» влияние реализуется через формирование у субъекта Б желаний и предпочтений, нужных субъекту А.

Когда «почва подготовлена», применение «мягкого» влияния сводится к призыву со стороны субъекта А «следовать» за лидером. В ряде случаев субъект А может получить желаемый результат даже без целенаправленных действий с собственной стороны, поскольку субъект Б может действовать по сформированной субъектом А заранее программе. По выражению автора концепции «мягкого» влияния, она позволяет «добиваться того, чтобы другие сами захотели тех результатов (outcomes), которые выгодны вам».

Обсуждая ресурсное обеспечение «мягкого» влияния, Дж. Най указывал: «Стараясь добиться сотрудничества посредством “мягкого” влияния, нужно обладать иным (по сравнению с “жесткой” силой) типом ресурсов (не мощью и не деньгами) - приверженностью объекта воздействия одинаковым с субъектом воздействия ценностям и пониманием объектом необходимости реализации этих ценностей на практике».

Говоря более конкретно, Най включил в ресурсную базу «мягкого» влияния три компонента: «культуру (там, где она привлекательна для объектов влияния), политические ценности (если субъект влияния сам последовательно их придерживается) и внешнюю политику (когда другие государства рассматривают ее в качестве легитимной и морально оправданной)».

Постоянный адрес новости: https://www.uefima.ru/analytics/robert-dal.html
Опубликовано 2012-01-03.