Ранние признаки шизофрении в детском возрасте

:  Ученые Университета Северной Каролины изучают ранние изменения мозговой активности детей, находящихся в зоне риска развития шизофрении. Исследование, проведенное в Университете Северной Каролины (УСК), показало, что мозг детей, находящихся в зоне риска развития шизофрении, функционирует немного по-другому. Снимки сканирования мозга детей, родители или братья/сестры которых больны шизофренией, отображают нервную электрическую схему, являющуюся сверхактивной или перенапряженной теми заданиями, что с легкостью выполняются их сверстниками.

Поскольку эти отличия в функционировании мозга проявляются раньше нейропсихиатрических симптомов, таких как трудности с фокусированием, параноические убеждения или галлюцинации, ученые считают, что эти данные могут быть использованы в определении ранних признаков «маркеров уязвимости» шизофрении.

«Было бы неправильно говорить, что каждый, кто в первую очередь связан с шизофренией, обречен. Вместо этого мы хотим использовать наши данные для идентификации тех индивидуумов, отличия в работе мозга которых говорят об определенной уязвимости к заболеванию, что делает возможным медицинское вмешательство с минимальным риском», говорит старший автор исследовательской работы Айсенил Белгер, профессор психиатрии в Медицинской Школе при УСК.

Исследование УСК, опубликованное в журнале «Психиатрические Исследования: Нейропроектирование», является одним из первых, которые ведут поиски изменений активности мозга, имеющих отношение к умственным заболеваниям индивидуумов в возрасте от 9 лет.

Особы, один из ближайших родственников которых болен шизофренией, в 8-12 раз чаще поддаются риску данного заболевания. Как бы то ни было, нет способа узнать, кто именно станет шизофреником вплоть до проявления определенных симптомов и соответствующего диагностирования. Одними из наиболее ранних признаков шизофрении являются снижение качества вербальной памяти и уровня умственного развития, которые, по мнению ученых, возникают по причине низкой эффективности обработки информации в коре головного мозга, то есть через отказ человеческого мозга выполнять сложные задания.

В данном исследовании Белгер и ее коллеги попытались идентифицировать те изменения, которые происходят в мозгу подростков с высокой степенью риска развития шизофрении. Она провела функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) 42 детей в возрасте от 9 до 18 лет, половина из которых имела родственников с шизофренией. Каждый из участников исследования провел полтора часа, играя в игру, задание которой состояло в идентификации специфического зрительного образа — простого круга — с целого ряда изображений эмоционального плана (страшные и миловидные животные). В то же время аппарат МРТ проводил сканирование изменений мозговой активности, которые ассоциировались с каждым отдельным заданием.

Белгер установила, что электрическая схема, имеющая отношение к эмоциям и решениям высшего порядка, была сверхактивной у детей с семейной историей заболевания, предполагая, что поставленные задания подвергали напряжению данные участки мозга.

«Данные говорят о ненормальной активности этих участков», говорит она. «Мы считаем, что такая гиперактивность, в конечном счете, наносит вред этим специфическим мозговым областям вплоть до достижения состояния деактивации. Это значит, что мозг не способен больше выполнять задания повышенной сложности».

В данное время Белгер изучает роль стресса в изменении умственных способностей подростков с высоким риском развития шизофрении. Несмотря на то, что лишь часть этих подростков будет диагностирована с шизофренией, Белгер подчеркивает важность идентификации таких индивидуумов, поскольку это повышает шансы предотвращения умственного расстройства.

Также читайте