В демократической системе коррупция подрывает легитимность политической системы

| 3 мин

:  Политические скандалы в таких государствах, как Италия (расследование "Чистые руки"), Германия (коррупционные действия Г. Коля), США (коррупционные действия республиканца Дж. Трафиканта), Великая Британия (коррупционные действия П. Мандельсона), по мнению Д. Каначе и М. Алисона взорвали доверие граждан и уверенность в действиях правительства, однако не разрушили демократическую систему этих стран. Падение коммунистических режимов и окончание "холодной войны" делегитимизували партийную систему, которая основывалась на принципах борьбы между коммунистами и демократическими режимами. После 1989 г. состоялась серия скандалов в большинстве европейских государств, что углубило бездну между гражданами и политическими партиями. Стоит вспомнить разочарование политическими партиями в Испании, неудовлетворение партиями в Германии и тому подобное. Наступательная интеграция европейских рынков после Маастрихтского соглашения стала еще одним фактором дестабилизации национальных систем.

В демократической системе коррупция подрывает легитимность политической системы. Рассмотрим пример Италии. Одной из основных причин укрепления политической коррупции в Италии стоит считать уменьшение единодушия относительно политического режима и политических институтов, что требовало поддержки, по крайней мере, отдельного элемента политической системы - коррумпированных политиков. Существование поляризуемой политической культуры, климат "холодной войны", общая направленность на экономическое, а не политическое развитие в 1950-х годах обусловили появление тенденции к созданию специальной поддержки лиц, которые находились у власти.

Соответственно Решение Учредительной ассамблеи в Италии (1947), что имело целью создать слабые правительство, парламент и президента, привело к политической фрагментации и массовому применению коалиционными правительствами практики разделения на сферы влияния. Результатом этого было формирование класса профессиональных политиков, которые имели возможность влиять на должности в государственных органах, вследствие чего постоянно усиливалась неэффективность государственной сферы. По мнению Е. Етциони-Халеви, для изменения правил игры между политиками и бюрократами нужно изолировать бюрократические элиты от политических вмешательств, партийной политики с постепенным выведением бюрократических ресурсов из политического контекста. Контролировать коррупцию намного сложнее, если одновременно возникают проблемы, связанные с административной бездеятельностью, неэффективностью, существованием избирательной системы, которая дает возможность покупать голоса избирателей, а также применением политической протекции организованной преступности.

В Италии, в отличие от других западноевропейских стран, всегда имелся высокий процент электоральной поддержки и в то же время - очень низкая надежность и доверие к властным институтам. Активное участие граждан в выборах можно объяснить не развитым общественным сознанием, а идеологическими позициями или клиентскими стимулами, которые использовались для того, чтобы достичь единодушия на выборах, утверждали Д. дела Порта и А. Ванучи.

Политическая коррупция нуждается в стабильности, а генерирует незащищенность и ненадежность. В демократической системе с ее рычагами противодействия и компенсации даже системная коррупция обречена на кризис. Под системной коррупцией в Италии понимали явление, что поддерживает само себя: коррупционные сделки способствуют возникновению новых форм, а эти формы превращают коррупцию во все более привлекательную сферу деятельности.

Факторы, которые привели к кризису политической коррупции в Италии в 1990-х годах: политическая оппозиция, пресса, система правосудия. Итальянские судьи благодаря высокому уровню независимости от партий сыграли весомую роль в уничтожении коррупционного режима. В Италии политическая коррупция была представлена в формах политической протекции организованной преступности, клиентелистских сетей (клиентелизма), взяточничества, нетерпимой медленности, неоправданной задержки, сложности и запутанности нормативных регуляций и процедурной волокиты бюрократов, на которых влияли политики. Коррупция предопределяет распространение неподобающего управления, разрушая систему выработки общественных благ.

Неэффективность предоставления государственных услуг, в свою очередь, повлекла разрушение гражданского консенсуса, а соответственно, поражение на выборах в 1994 г. и судебные расследования против лидеров ведущих партий Италии начала 1990-х годов - Христианско-демократической партии и Демократической Партии Левых Сил. Делегитимизация политического класса дала толчок для судебных расследований незаконной деятельности чиновников, разоблачения избирательных махинаций, связей между политиками и организованной преступностью, потери политической протекции, что ослабило некоторые сферы организованной преступности.

Демократии способны к самому реформированию и борьбе с коррупцией - эта черта является признаком господства настоящего демократического режима. В Италии способность демократии противостоять коррупции нашла свое выражение через сопротивление сильной судебной системы, общественную поддержку антикоррупционных расследований и СМИ в середине 1990-х годов. Именно поддержка общественным мнением помешала политическому руководству Италии вмешаться во время антикоррупционных расследований. Коррупционный режим в Италии был в значительной степени подорван через кризис легитимности, вызванный сложными взаимосвязями между коррупцией, клиентелизмом и неподобающим управлением, усиленным протекцией организованной преступности.

Постоянный адрес новости: https://www.uefima.ru/politika/korrupciya-podryvaet-legitimnost.html
Опубликовано 2016-09-29.